Советы

Право на съемку — точка зрения

Право на съемку — точка зрения — EverybodyStreet

Должен предупредить, данный «путеводитель» по скользкой тропинке фотографических прав не очень надежен и может легко привести вас на край пропасти. Эта статья ни в коем случае не является советом юриста, в ней я излагаю свою точку зрения и надеюсь, что, поделившись ею, привлеку внимание других «гидов» нашего сообщества (Fotoura), которые, возможно, обладают более надежными сведениями и помогут нам «не пропасть поодиночке».

Начнем с основ. Вы имеете право фотографировать в общественных местах что угодно и кого угодно, а также публиковать эти фотографии и продавать их. Так я представлял себе ситуацию, когда давным-давно учился в Школе искусств. Единственное, что было запрещено, — использовать фотографии в рекламных целях без официального согласия модели.

Под этим подразумевалось, что персонаж не должен был «работать на рекламу» какого-либо продукта, продвигать который ему, возможно, вовсе не хотелось. Также нельзя было показывать людей в ситуациях, которые могли быть восприняты как клеветнические или унизительные, не получив от них письменного согласия. Справедливость этих ограничений вопросов никогда не вызывала.

За прошедшее время, однако, многое изменилось. Например, в Школе мне выдавали камеру и советовали походить по маленьким улицам, фотографируя играющих детей, потому что так можно наснимать открытые и естественные портреты. Сейчас это делать не принято — хотя мне было бы очень интересно узнать, существует ли официальный запрет на съемку детей, играющих на улице, — подозреваю, что нет.

То есть я имею право фотографировать кого угодно в общественном месте, но что такое общественное место? Очевидно, что к общественному пространству относятся улицы и парки, но как насчет кафе и баров — ведь именно там я часто снимаю? В лекции по правам фотографа мне очень хотелось бы услышать, что общественное место — это такое место, где вас видит общество.

То есть бары, кафе и рестораны — общественные места, а спальня и туалет — нет. Подозреваю, что ни Ниджелла Лоусон, ни ее супруг не обрадовались публикации известной фотографии в ресторане, но если вы оказались в общественном месте, ведите себя достойно. С другой стороны, мои или ваши представления об общественном пространстве могут не совпадать с представлениями окружающих.

Фотограф Арне Свенсон недавно выиграл процесс в суде США, который подтвердил право автора фотографировать людей в их собственных квартирах без оповещения и согласия (Арне снимал из окна своей квартиры), публиковать эти снимки и продавать в галереях. Фотограф снимал так, чтобы лица персонажей не были видны, но это вопрос такта. Я понимаю, что Арне снимает в Америке, а я — в Англии, однако мы оба делаем это «во имя искусства», а это аргумент, весомый для многих культур.

Еще:  Организуй решающий момент

Поэтому старайтесь не прогуливаться голышом по балкону или по гостинной со стеклянной стеной, если не хотите, чтобы вашу обнаженную натуру запечатлел фотохудожник или папарацци. Не думаю, что у Арне возникнет желание повторить свой опыт: после поднятого шума, наверное, даже у него возникла мысль, что он зашел слишком далеко, впрочем, его судебный процесс привлек внимание к приему, которым пользуются и другие фотографы — насколько далеко они готовы заходить?

Еще одна серая зона — якобы общественные места, которые таковыми не являются, например, моллы — они принадлежат частным владельцам и оснащены охранниками. Мой знакомый фотограф-профессионал как-то по требованию охранника стер снимки, сделанные в магазине. Я был потрясен и удивлен: от моего приятеля не так легко что-то потребовать — это высокий, серьезный голландец, опытный фотограф с устоявшимися представлениями. Мне хотелось бы думать, что меня никто не заставит удалить свои снимки, но на бумаге легко быть храбрым.

Отношение общества к фотографированию также изменилось. Папарацци и интернет здорово поспособствовали этому. Общество осознало, что фотографии могут чего-то стоить — их можно продавать или использовать в коммерческих целях — теперь общество твердо знает о своих «правах», по крайней мере, так оно думает.

От меня потребовали стереть фотографию одной персоны, снятую на улице, когда я отказался, пригрозили вызвать полицию. Если бы полицейские действительно оказались рядом, они, как мне думается, приняли бы мою сторону, но в последнее время я неоднократно сталкивался с тем, что и они не всегда уверены в букве закона по этому поводу.

Журнал Amateur Photographer Magazine даже выпустил тряпочку для протирки оптики с вежливым текстом, адресованным полицейским и охранникам, который объясняет право фотографов на съемку в общественных местах. Впрочем, если вам повезло: со съемкой не возникло никаких проблем, и вы намерены опубликовать фото в сети или продать его в галерее, ваш персонаж все же может настоять на изъятии фотографии, обвинив вас во вторжении в частную жизнь или потребовав поделиться прибылью.

Помимо всего прочего, я еще и фотохудожник, то есть продаю свои снимки в галереях. В связи с этим мне говорили, что если моя фотография признана «произведением искусства», «подобные требования вряд ли могут быть реализованы, однако с ними неприятно иметь дело». И в этом, на мой взгляд, кроется суть вопроса.

Еще:  Путеводитель по стрит-фотографии в Санкт-Петербурге

Вся обсуждаемая область представляется мне покрытой сплошным юридическим туманом, и многие ее ориентиры еще предстоит протестировать в судах. Зачастую «можно» и «нельзя» напрямую зависит от вашего поведения в каждой конкретной ситуации. Франция, например, недружелюбна к уличным фотографам, здесь есть свои законы, и можно «досниматься» до уголовного обвинения. Аргумент «ради искусства», конечно, работает, но уже не так уверенно, как раньше.

Недавно на улице в Италии я поздно ночью сфотографировал субъекта в компании двух дам. Субъект выразил недовольство, заявив, что я не имею права снимать без его разрешения, и потребовал удалить снимок. К тому времени я успел подкрепить уверенность в себе бутылкой вина и плотным ужином, и я не только отказался это сделать, но и начал настаивать, что имею право снимать в общественном месте и что он не понимает закона. Оказалось, что закона на понимаю я — дело ведь было в Италии, где все иначе. В общем, я пережил не самые приятные минуты.

Когда мы снимаем людей без их разрешения, мы у них что-то забираем, поэтому не удивительно, что у людей возникает чувство, что их обокрали или нарушили их права. Фотографирование — это всегда проявление эгоизма со стороны фотографа, вмешательство в чью-то жизнь, как бы закон ни защищал наше «право» на съемку в общественных местах. Попросту говоря, это проявление бестактности. Попробуйте прямо посмотреть на кого-либо, услышите что-то вроде: «На что уставился?». Мы смущаемся, отводим глаза, осознавая, что виноваты, что это социально неприемлемо, ничем не оправдано и заслуживает порицания — если, разумеется, мы не вооружены фотоаппаратом.

А ведь именно это фотоаппарат и делает — он на вас пялится, а после того как картинка получена и опубликована, всем остальным тоже предлагается пялиться на вас в свое удовольствие. Мы стараемся не думать о том, что чувствуют люди, когда мы их фотографируем, ведь мы же не собираемся бросать свое дело только потому, что кто-то может обидеться. Конечно, нет!

Вы, разумеется, можете выработать стратегию поведения в неудобных ситуациях: спрятать камеру в сумку, избегать прямого взгляда. Как-то я прочел советы Дона МакКаллена уличным фотографам. Он считает, что если в процессе съемки вас заметили и, похоже, что у вас могут возникнуть неприятности, снимок нужно сделать все равно, а потом, опустив камеру, сосредоточить взгляд на правом плече персонажа, решительно направиться ему навстречу и — пройти мимо. Очень правильный совет — если, конечно, ваш персонаж не стоит у кирпичной стены.

Еще:  Путеводитель по стрит-фотографии в Москве

Все это — увертки и хитрости, проделывать которые вовсе не обязательно. Мартин Парр, например, весьма успешно идет на контакт со своими героями и иногда добивается удивительных результатов, открыто демонстрируя свои намерения, хотя я подозреваю, что он контактирует, только когда другого выхода не остается. Мы все знаем прописную истину о том, что как только люди понимают, что вы их снимаете, утрачивается спонтанность.

Я, например, пришел к выводу, что нужно иметь при себе визитную карточку, и если персонаж замечает мое внимание, я немедленно улыбаюсь ему, протягиваю визитку и объясняю, что я делаю. До сих пор это срабатывало — кроме, пожалуй, того парня в Италии, но там я сам был виноват. Как правило, людям нужно всего лишь объяснить, и большинство совершенно не возражает против съемки — некоторым даже нравится, что вы считаете их интересными персонажами. Мы все вовлечены в эдакое уличное хулиганство и являемся сообщниками — и фотограф, и зритель.

Однажды в качестве экранной заставки я увидел фотографию человека, летящего с небоскреба после атаки 9/11 — агония, застывшая в элегантной позе. Мы считаем, что имеем право снимать что угодно, и кто знает, может быть, так оно и есть, но мы должны как минимум признать, что тешим свой эгоизм, а возможно, и тщеславие, надеясь, что именно этот снимок сделает нас знаменитыми, принесет нам заслуженное признание. Фотография — некомфортное занятие и должно оставаться таковым.

Учитывая что закон не очень-то ясен, а наши намерения подозрительны, очень важно, чтобы мы вели себя по-человечески, проявляли тактичность. Я хотел бы привести цитату, которую считаю очень полезной.

Как-то Эдвард Стайхен в ответ на старый добрый вопрос «является ли фотография искусством?», дал ответ, который перевешивает любую часть дискуссии на эту тему. «Сейчас меня это совершенно не волнует, — сказал он. — Задача фотографии — объяснить человека человеку и каждого человека самому себе».

Удачи!

Право на съемку — точка зрения — EverybodyStreetПраво на съемку — точка зрения — EverybodyStreet

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты