Интервью с Юлией Родниной
31 марта в рамках Фестиваля уличной фотографии 2015 в Центре фотографии им. братьев Люмьер на Красном октябре состоялось открытие выставки работ коллектива уличных фотографов ULICA. Редакция EverybodyStreet побывала на открытии и поговорила с одним из участников коллектива фотографом Юлией Родниной.
Открытие выставки прошло скромно и по-семейному. Объявление о том, что вход на выставку бесплатный только в день открытия не привлекло в центр толпы людей, желающих удовлетворить свою тягу к прекрасному, впрочем Уинн Баллок, чьи работы выставлялись по соседству в Большом зале также не мог похвастаться аншлагом.
Все, кто очень хотел прийти — пришли. О фотографиях писать бессмысленно, их нужно смотреть, причем сделать это можно до 12 апреля. После открытия, на котором Юля Роднина, к слову, единственный участник коллектива, присутствовавший на выставке, поблагодарила всех собравшихся, мы задали ей несколько вопросов и поближе познакомились с ULICA.
Юля, когда ты начала снимать?
Я начала снимать давно. У меня была очень крутая камера. Крутая не в смысле дорогая. Такие камеры, кажется, начали выпускать в 1959 году. Это, естественно, была пленочная камера со съемной пентапризмой, называлась Canonflex R2000. Это вещь! Она у меня сейчас лежит дома, я ей не пользуюсь, потому что она требует ремонта.
Сколько тебе было лет?
Я заканчивала институт, лет 20 наверное. Потом я на какое-то время перестала снимать и вновь вернулась к фотографии, когда у меня появилась «цифра». Я ленивая. Но дело не только в этом, на самом деле снимать на пленку — это очень дорого. Сейчас еще дороже. Нужно сканировать пленку, а качественное сканирование — очень дорогое, поэтому это стало проблемой. Вот поэтому я люблю легкость «цифры».
А когда появилось понимание, что тебя интересует определенный жанр фотографии?
А меня по-прежнему не интересует определенный жанр фотографии. Я не ставила перед собой цель найти свой жанр. Это, конечно, неплохая цель, все двигаются к тому, чтобы найти себя. Просто все, что ты снимаешь, что читаешь, какое кино смотришь — все это начинает складываться в какую-то определенную картину того, как ты в итоге делаешь свою работу.
Фото: Юлия Роднина
Для стрит-фотографии характерно такое явление, как объединение в коллективы. И мы сегодня присутствуем на вашей коллективной выставке. Расскажи, зачем вообще объединяться и как рождаются эти коллективы, в частности коллектив ULICA.
Это, кстати, очень хороший вопрос. Я в коллектив ULICA вступила только в январе. До этого я их, конечно, знала, ведь мы с Сашей Рудаковым и ULICA делали первый выпуск журнала «Oh!Sheet». А в прошлом году я успела посостоять в коллективе Momentum, куда входят Миша Палинчак, Кирилл Котов, Анастасия Кичигина и другие, человек 11 было вместе со мной. Но в итоге я ушла. Действительно важно задавать себе вопрос: зачем объединяться в коллективы? Если вопрос возникает, но на него не находится ответа, выходит, что незачем. Вообще, коллективом проще двигаться, проще делать выставки, проще пиарить свою фотографию, но мало состоять в коллективе только ради этого. Когда меня позвали в ULICA, у меня появилось какое-то общее понимание того, какой должна быть фотография, и что мы хотим снимать. Я смотрю на этих ребят, которых я достаточно давно знаю как фотографов, и я понимаю зачем мы группа. Хотя, это не отменяет того, что мы все сами по себе фотографы, снимающие что-то свое. Мы не работаем на ULICA, как на проект, который мы делаем под общим авторством. Каждый сам по себе.
Есть ли внутри коллектива какая-то организация? Есть ли своя иерархия?
Какой-то особенной организации у нас нет. Что касается иерархии, то группа была образована Мишей Педаном в конце 2012 года, так что можно считать его лидером. А в остальном все абсолютно демократично.
То есть у вас не встает никогда вопрос о том, какие фотографии включать в портфолио коллектива, а какие нет? Ведь вы же этими фотографиями формируете свое лицо.
Когда мы вешаем их на сайт, каждый решает сам за себя, что выкладывать, а что нет. И как раз тут срабатывает тот факт, что все эти люди неслучайно собрались вместе. Мы можем доверять друг другу, при этом нет никакого выпадания или ощущения, что чьи-то фотографии совершенно про другое. Мы не выставляем на суд пачку фотографий, не решаем, что вешать, а что нет — такого у нас никогда не бывает. Ведь важно еще показывать именно то, что сам автор хочет показывать. Кураторские проекты — это хорошо, но это отдельная тема, а вот авторское мнение все же главное.
Коллектив ULICA был создан Мишей Педаном и несмотря на то, что ты присоединилась к коллективу позже, чем остальные, ты наверняка знаешь, как он образовался. С чего все началось?
Миша Педан в принципе очень активный человек, он очень много общается, у него много учеников и, наверное, остальных членов коллектива можно считать его учениками, тем более, что они все, кроме Дмитрия Орлова, из Украины. Мишу можно назвать организатором Украинской фотографической альтернативы — огромной организации, в которой сейчас уже много фотографов и при том очень качественных. Это не группа фотографов, которые объединяются по какой-то узкой теме, это широкое сообщество. Ну, и, может быть, в какой-то момент Мише захотелось сделать коллектив по теме, близкой конкретно ему. Лучше, конечно, спросить у него. Еще Миша, как мне кажется, очень хорошо относится к молодой фотографии. У него нет такого, что «раньше трава была зеленее». Он наоборот очень живо и позитивно воспринимает молодую фотографию.
Фото: Дмитрий Орлов
А ваш коллектив открыт для новых участников?
Ну, судя по тому, что меня взяли, видимо, коллектив может расширяться, но он не стремится к этому. В этом ведь тоже должен быть какой-то смысл, зачем просто наращивать? Мы же не группа на Flickr, где просто собираются единомышленники. Мы — коллектив, а коллектив должен иметь свои рамки, иначе в нем невозможно будет существовать, невозможно будет договориться между собой.
Есть мнение, что сейчас вместе с развитием мобильной фотографии и таких сервисов, как Instagram, стрит-фотография выходит в массы, становится мейнстримом. Ты как к этому относишься?
Ну, это началось еще раньше. Просто с появлением и развитием цифровых фотографий все стало более доступно, а мобильники и инстаграм — это все последствия этого развития. Спокойно отношусь к этому. Тот, кто может и хочет делать что-то интересное, он это сделает и покажет. Другое дело, что сейчас так много информации в интернете, что уже сложнее становится в ней найти что-то. Я не думаю, что это плохо и не отношусь к тому типу людей, которые ругаются, мол «вот, ходят все с камерами и мобилами…». Да у нас даже на выставке блок из шести маленьких фотографий Юры Салабая, которые потому-то и маленькие, что сняты на мобильный телефон. И шикарные фотографии! Я думаю, что не нужно себя ограничивать какой-то техникой. Конечно здорово, когда ты можешь снимать на какой-нибудь средний формат и потом напечатать эту фотографию огромного размера. Крашеница вообще снимает на видеорегистратор и прекрасно. В этом есть и свой стиль, и свое обаяние.
Фото: Юрий Салабай
Фото: Мария Войнова
Как у тебя рождаются фото проекты? Ты придумываешь идею заранее или мысль приходит уже на основе отснятого материала?
Я не могу сказать, что я снимаю проекты. Просто я заметила, что в какой-то момент, когда много снимаешь, то начинаешь обращать внимание на какие-то вещи, которые тебе важны, ловишь свои чувства. Получается, что проект — это вообще все, что ты снимаешь, все это один большой проект. Можно, конечно, загнать это в какие-то рамки, обозвать умными словами, но я не любитель так делать, при этом я знаю, как создаются проекты, но это не мое, не хочу заставлять себя делать это. Хотя проекты в стрит-фотографии сейчас идут лучше. Правда, я бы отделяла то, что сейчас называют стрит-фотографией от того, что снимаю я. Чаще всего под стрит-фотографией подразумевают какие-то определенные приемы, игру теней, мимолетные моменты. Я снимаю немного в другом стиле, мне, честно говоря, все это немножко приелось, слишком большой поток таких фото. Ты уже не отличаешь друг от друга эти штампы, все снимают и снимают эти лучи света в переходе. Можно создать сообщество одного луча света на Flickr и там будут миллионы таких фотографий. И зачем это?
А ты согласна с тем, что одиночные фотографии сейчас могут делать многие, а объединять фотографии в проекты — это уже требует определенного мастерства?
Я не могу сказать, что проект — это работа, а одиночная фотография — нет. Это просто разный ход мыслей, поэтому это нельзя сравнивать. Бывает смотришь на фотографию и видишь, что к ней не нужно придумывать проект, а бывает смотришь на проект и видишь в нем фотографию, которая говорит за всю серию в целом. Сейчас просто есть тренд на эти проекты, кураторы хотят видеть проекты, в школах учат делать проекты. Это, к сожалению, просто данность. К сожалению — не в том смысле, что я против проектов, ведь есть такие, которые мне очень нравятся, я просто против того, что все должны их снимать. Никто никому ничего не должен, хорошо, когда есть разнообразие.
У ULICA есть какая-то особенность, которая выделяет коллектив на фоне других подобных коллективов?
Наверное одним словом не сказать, но я совершенно точно чувствую, чем наш коллектив отличается от других. Все они начинали в основном с уличных сцен, с жанровой фотографии, но потом отбросили какой-то смысл и осталась вся эта форма, тени, руки, ноги, головы, собаки. В нашем коллективе этого нет. Я не берусь возвышать нас над всеми. Это сложно выразить словами, но если составить визуальный ряд из фотографий всех коллективов, то наш совершенно точно будет отличаться по стилю. У нас и название — ULICA, которое с одной стороны и звучит, как улица, но в то же время не привязывает конкретно к стрит-фотографии. ULICA — это все, что снято на улице. С одной стороны название очень общее, с другой — очень точное. Оно не обязывает нас быть в рамках, когда все ругаются, мол если нет человека, то это не стрит. Мы свободны и мне эта свобода очень нравится.
Фото: Валентин Бо
Какие у коллектива планы на ближайшую перспективу?
Каких-то конкретных планов нет. Все очень стихийно, да и сама эта выставка была спланирована 2 месяца назад во время подготовки к Фестивалю уличной фотографии.
Ну, и напоследок дай совет. Вот много где пишут о том, каким должен быть настоящий стрит фотограф, дают рекомендации как, чем, что снимать. А каким, по твоему мнению, уличный фотограф точно быть не должен?
Может быть это прозвучит очень нагло, но мне кажется, что он не должен слушать все эти советы. Каждый должен быть собой.
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!