Что делает стрит-фотографию грандиозной
Один из самых известных британских стрит-фотографов, участник коллектива iN-Public, Дэвид Гибсон рассказывает об этике, практических вопросах, радостях и разочарованиях уличной фотографии.
Что такое уличная фотография? Точное определение этого популярного жанра достаточно хитро, т.к. для разных людей она означает разные вещи. Даже само слово «уличная» вводит в заблуждение. Большинство утверждает, что термин не о том, выполнен ли кадр в городской среде, а о виде изображения и способе, которым вы его получили. Уличная фотография скорее об отношении, методах съемки и настроении.
Дэвид Гибсон в своей новой книге «100 Great Street Photographs» дает широкое определение: «Термин „Уличная фотография“ может быть применен к любым фотографиям, сделанным в общественном месте, с или без включения людей в кадр, которые получены естественным путем, а не при постановке. Уличная фотография реальна. Это обычная жизнь, которая заснята необычным образом».
Соответственно, его книга включает множество мест и предметов в 100 фотографиях — от улиц бедных районов до сельских и прибрежных сцен. Некоторые снимки — визуальная игра или зрительные уловки, которые большинство и связывает с уличной фотографией. Другие работы более таинственные и заставляют подумать.
Однако, есть то, что объединяет все эти фотографии. На всех запечатлены вещи, которые произошли естественно и спонтанно. Фотографу потребовались видение и скорость, чтобы их заснять. Дэвид полагает, что сама идея готовить кадры заранее полностью противоречит духу уличной фотографии.
«Для меня отсутствие постановки — принципиальный момент. В этом смысле я немного пурист. Меня трясет, когда я подозреваю фотографа, что он что-то подстроил. Я думаю, это халтура».
Фотографии, которые вдохновляют
Всего несколько фотографий, которые Дэвид отобрал для книги, были сделаны гуру стрит-фотографии навроде Мартина Парра или Алекса Уэбба. Основу книги составляют работы малоизвестных фотографов со всего мира. Не важно сделаны они на Leica или смартфон, главный критерий отбора — чтобы они вдохновляли Дэвида.
«Изображения в книге должны быть, в каком-то роде, выдающимися фотографиям. Но в то же время они должны затрагивать что-то внутри меня. Я выбрал те фотографии, которые будоражили мое воображение. Все они стимулируют и вдохновляют, а также заставляют задуматься».
Одержимость
Дэвид оттачивает свои навыки фотографа с конца 80-х годов. Первоначально он вдохновлялся Картье-Брессоном. Но в последствии, с тех пор как он увлекся, им двигает собственный стимул.
«Я постоянно использую слово „Одержимость“. Я думаю, в ней вся суть. Если вы одержимы фотографией, то стараетесь понять и увидеть больше. Это подобно развитию мышц. Чем больше работаешь, тем лучше результат. Есть в этом своя правда».
Дэвид говорит, что предпочитает снимать в загруженном городском окружении. Он живет в Лондоне, поэтому для него это естественная среда. И хотя он ходит по одним и тем же местам из-за привычки, он говорит, что эти места скорее в его голове, нежели реальные места. На фотографиях Дэвида Гибсона виден наметанный глаз: форма, цвет, умные сопоставления, а также юмор в повседневном мире.
Для съемки Дэвид использует несколько камер: Nikkormat, Nikon FM2, Canon EOS 5D. А текущая его камера — FujiFilm X100T. «Я старомоден, когда дело доходит до выбора камеры. В том смысле, что мне обязательно нужно подносить ее к глазу.
Сейчас для молодежи единственная камера — камера смартфона. С трудом представляю как можно что-то сфотографировать, когда изображение на экране трясется. Но у смартфонов, конечно, есть преимущество. Никто не относится к вам серьезно. Все думают, что вы турист«.
Дэвид уверен, что для фотографа важно продолжать раздвигать свои границы, пробовать новые приемы. «Мое главное беспокойство — самотиражирование. Конечно, за годы моя фотография изменилась. Стала более абстрактной. Это некая форма защиты от копирования клише. Бывает, что я полдня хожу с настройками выдержки в ¼ или 1/8 секунды».
Он полагает, что цифровые технологии, смартфоны и интернет изменили фотографию. «Трудно сказать точно, но за последние 10 лет власть сменилась. Как будто объединяются два мира — мир профессиональных фотографов и мир соц.медиа. И вот этот непрофессиональный мир навязывает свои вкусы. Думаю, что иногда более тонкие и сложные фотографии проиграют во внимании более простым снимкам.
Я обратил внимание на эту особенность со своими фотографиями. Есть несколько снимков, в которых я уверен, что они крутые. Но в интернете они не производят никакого впечатления. Когда как другие, более простые фотографии, которые мне кажутся менее хорошими, набирают кучу лайков«.
Практика
В отличие от других жанров, где изучены все способы и приемы, в уличной фотографии трудно дать какой-то определенный практический совет. Основное предложение Дэвида Гибсона — не становитесь одержимы «своей» фотографией.
«Будьте одержимы чужой фотографией. Тогда, возможно, чужое влияние просочится в ваши снимки. Есть крутой способ обучения — быть одержимым и впитывать фотографии великих».
Дэвид говорит, что люди должны стараться быть неудовлетворенными своими работами. «Вы всегда должны думать, что недостаточно хороши, всегда быть немного разочарованным. Разочаровываться здорово. По крайней мере, так я говорю себе».
Сейчас люди фотографируют себя в сотни раз больше, чем предыдущие поколения. При этом они против того, чтобы их фотографировали на улице. Это проблема для стрит-фотографов. Но Дэвид Гибсон считает, что если фотограф осторожен, то проблем не возникнет. «Стать невидимым — это первое, чему вы должны научиться. Если у вас постоянные конфликты при съемке, значит вы чем-то себя выдаете — поведением или языком тела.
Иногда лучше не делать фотографию, чем раскрыть себя. За 30 лет у меня было 4 конфликта. Однажды у меня случилась стычка с рабочими. Они начали наступать на меня, достали телефоны и стали фотографировать. «Ну как, нравится?» — говорили они. И они были правы«.
Дэвид говорит, что важно продолжать снимать, даже если у вас плохое настроение. «Частичка моей тайны в том, что я снимаю очень много в поисках хорошего снимка. Даже когда на флешке абсолютный мусор и мне кажется, что я трачу время в пустую. Это чувство разочарования — часть уличной фотографии. Хочется постоянно делать «убийственные фото».
Иногда я удивляюсь, что волшебство до сих пор происходит. Когда я делаю удачный снимок, я думаю «Ничего себе, откуда это взялось»«.
Избранные фотографии Дэвида Гибсона: Tavepong Pratoomwong
«Эта фотография тайского фотографа, которого чаще всего называют Понг, довольно сюрреалистична. Он стоял на стоянке для таксистов, пытаясь сфотографировать как один из таксистов закапывает себе капли в глаза. В это время второй таксист начал исполнять «лунную походку» в его сторону.
Это необычный уличный снимок. Когда вы смотрите на нее, вы думаете «Что, черт возьми тут происходит!» А если фотография удерживает ваше внимание, значит она работает«.
Избранные фотографии Дэвида Гибсона: Alain Laboile
«Я думаю Алан — удивительный фотограф. Мне было сложно выбрать всего один снимок из его превосходных работ. Он плюет на все „золотые“ правила стрит-фотографии. Он не снимает в городе, он просто снимает свою семью на ферме во Франции. Можно сказать, что он не стрит-фотограф. Он скорее документирует жизнь своей семьи в традициях стрит-фотографии. Я думаю эта фотография феноменальна. Мне нравится как мальчик вписался в рамку, созданную брызгами».
P. S. Новую книгу Дэвида Гибсона «100 Great Street Photographs» вы можете заказать на Амазоне за 25 фунтов (1900 рублей).
Автор: David Clark
Источник: www.amateurphotographer.co.uk
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!