Интервью

«Цветной» фотограф Вивиан дель Рио

«Цветной» фотограф Вивиан дель Рио — EverybodyStreet

На лекции Вивиан дель Рио, посвященной стрит-фотографии, побывало около ста сорока человек, из которых — семнадцати посчастливилось попрактиковаться под ее руководством на улицах Южно-Сахалинска. Такое «нашествие» стало неожиданностью и для самих организаторов. «Не думаю, что это связано с моей личностью, — пожимает плечами Вивиан. — Это говорит о большом интересе сахалинцев к фотографии. Или, может быть, у вас давно не было таких образовательных мероприятий для фотографов».

«Цветной» фотограф Вивиан дель Рио
Вивиан в центре в первом ряду

Вивиан дель Рио — известный российский фотограф, преподаватель Школы визуальных искусств (Москва), чьи работы вошли в коллекцию Русского музея и вызывают ассоциации с цветовыми абстракциями Марка Ротко. Для нее ничего случайного в жизни не происходит, самолетная съемка сложнее уличной, а поездка на Сахалин — эхо давних детских мечтаний, выросших из телепередачи «Клуб кинопутешествий». Кубинские корни и многолетний опыт работы художником-графиком «окрасили» творчество Вивиан дель Рио в яркие цвета, обусловив неповторимый, узнаваемый почерк.

— Вивиан, а как художник-график стал фотографом?

— Ну, мне не пришлось ради этого покидать стены офиса, потому что я работала фрилансером. Для меня очень важна свобода во всем. На работу я ходила только в кризисное время, когда совсем исчезали заказы. Работала для множества журналов, самое лучшее время — работа для журнала «Огонек», потому что заказывали по 12 иллюстраций в каждый номер, так что было на что жить и даже с шиком. Потом я начала путешествовать с фотоаппаратом, тогда еще «мыльницей». Когда я привезла в Москву очередные 15 пленок, мне вдруг в голову пришла мысль, что кто-то в это время везет из Москвы свои 15 пленок в другую страну.

И я задумалась: что увидел этот «кто-то» и почему этого не видела я? И тогда я стала просто гулять с фотоаппаратом по московским улицам. Мой первый фотографический проект получился так. Я была на экскурсии по Бульварному кольцу, которую вел прекрасный экскурсовод. Все было хорошо, пока он не остановился около памятника Гоголю. А там фонари со львами, глядя на которых он сказал следующее: «Ну, про московских львов я ничего не буду вам рассказывать, какие в Москве львы? Вот в Питере…».

Меня это так задело, что я сделала фотоколлекцию всех московских львов — новых, старых, включая маскароны. Может быть, когда-нибудь на пенсии сделаю книжку… Сейчас фотография полностью увела меня от иллюстрации. Свою фотографическую и дизайнерскую деятельность я объединила в книги «Бессознательная живопись», «Озеленение», «Гавана+Москва», разрабатываю макеты для других фотографов.

— А как вы перешли от фотографии к преподаванию?

— Наталья Ударцева, которая была фоторедактором в «Огоньке», когда я там работала, предложила мне преподавать в Школе визуальных искусств. Я тут же отказалась — «не умею, не хочу, не люблю», но она меня уговорила. Стала читать курс «Цвет современной фотографии» и читаю до сих пор, выпустила 22 группы в Москве и несколько по стране. При этом обнаружила для себя плюс. Ведь в процессе съемки ты не отдаешь себе отчета, как и что у тебя получается, а когда рассказываешь другим, то одновременно приводишь в стройную систему свои знания. А их не так уж и мало, ведь фотография на самом деле — это еще и литература, кино, психология, физика, химия и т. д., которые все вместе запускают творческий процесс.

Еще:  Переломный момент: Фотографы Magnum о судьбоносных кадрах

— Ваши фотографии с завидным постоянством рождают у зрителей иллюзию живописи…

— Всегда говорю на лекциях, что пришла в фотографию из другой среды, я художник. Для меня цвет и форма важнее сюжета. Среди моих зрителей — художники, искусствоведы, философы, далеко не все фотографы понимают, какие задачи я решаю. И работы Марка Ротко для них — «я так могу». На самом деле это невероятно сложно — прийти к такой чистоте и простоте, как у Ротко, Мондриана, Малевича и других мастеров, освободиться от всего лишнего и научиться видеть и отображать самую суть… Помню смешной случай. Однажды ко мне на лекцию пришел мальчик. Просидел всю лекцию и под конец сказал, что он ничего не понимает, что это все обман и т. д. Зал возроптал, а я обрадовалась. Человек потратил время и деньги, чтобы сказать мне, какие сильные эмоции у него вызывают мои фотографии. Было очень приятно.

— Как вы находите сюжеты?

— Я когда иду, всегда сканирую окружающее пространство на все 360 градусов. И не для того, чтобы снять как можно больше, а прежде всего безопасности ради. Москва такой беспокойный город — тут кирпич на голову может упасть, там сосулька, тут скользкую плитку постелили, там толкнут, ограбят, задавят. Поэтому надо быть очень внимательным, ну, а попутно попадаются сюжеты. Я на улицу без фотоаппарата не выхожу. Раньше, когда у меня был Сanon, это было тяжело физически. А сейчас я перешла на Fuji, и для уличной фотографии это просто сказка. Мне сейчас так легко, что иногда проверяю, выходя из дома, не забыла ли я его.

Существуют разные направления в фотографии. Есть люди, которые снимают определенную историю. Приезжают в конкретное место с готовым планом съемки, конечно, неизбежны какие-то изменения, но по большому счету они делают то, что задумали заранее. Мне так не нравится. В Гаване есть набережная (malecón), кажется, самая длинная в мире. Солнце садится всегда в одно и то же время, в 7 часов вечера падает в море.

А за полчаса до этого люди выходят любоваться закатом. И там происходят всякие действия: пьют пиво, целуются, ловят рыбу, пеленают младенцев, прыгают в воду, спят и т. д. И я подумала: вот здорово, надо пойти, собрать эти готовые сюжеты в серию. И когда зритель будет на выставке ее рассматривать, возникнет ощущение, что он совершает прогулку вдоль малекона. И вот я вышла, снимаю людей, одних, вторых, пока солнце не ушло. И так мне скучно вдруг стало… Почувствовала себя Брежневым, которому белые грибы в лесу подсаживали, чтобы он их «нашел»…

Еще:  Знакомимся с прекрасными узорами в серии «Surfaces in the Streets» Зигфрида Хансена

— Мне кажется, по большому счету ваша история с фотографией — это про то, как человек позволяет себе жить с удовольствием…

— Москва — удивительный город. Как птица Феникс, который бесконечно умирает и возрождается, очень живой, напряженный и злой. Даже по сравнению с моим детством она очень изменилась, стала более агрессивной. Не могу смотреть новости, поскольку очень нервничаю по любому поводу, выбросила однажды и навсегда телевизор. Не будь я фотографом, быстрее бы сбежала из Москвы. А фотоаппарат смиряет меня с этим городом.

Я ищу в нем какие-то яркие картинки, пазлы и складываю из них мозаику собственного мира. Поскольку я постоянно нахожусь в поиске этих картинок, то уже не обращаю внимания на все остальное. Например, я полетела на спортивном самолете, потому, что очень хотелось поснимать сверху. А меня укачивает даже на качелях. Но я решила провести эксперимент над собой, сумеет ли фотоаппарат победить человека. К сожалению, человек победил фотографа, который продержался минут десять. Видимо, придется тренироваться… Кстати, спасибо ребятам из ЦТВС за мой полет.

«Цветной» фотограф Вивиан дель Рио «Цветной» фотограф Вивиан дель Рио «Цветной» фотограф Вивиан дель Рио «Цветной» фотограф Вивиан дель Рио «Цветной» фотограф Вивиан дель Рио «Цветной» фотограф Вивиан дель Рио «Цветной» фотограф Вивиан дель Рио «Цветной» фотограф Вивиан дель Рио «Цветной» фотограф Вивиан дель Рио

— Ваши добрые слова о Южно-Сахалинске в плане цветовой гаммы было слышать неожиданно, потому что многим горожанам такое сочетание — красное, синее, желтое кажется аляповатым. Я говорю об улице Ленина.

— Ну, а у меня поднимается настроение. Цвет очень сильно на него влияет. Южно-Сахалинск однозначно не серый город, но мне не хватает в нем истории, тут все «одного времени». Вот природа мне показалась «сдержанной». То ли я мало поездила, то ли не там была, то ли не в тот сезон, но я пока не впечатлилась пейзажами. Видимо, надо вернуться еще раз. Зато сахалинцы очень доброжелательные люди. На улице я успевала сделать только один кадр, второй дубль уже «испорчен» улыбкой. Ведь уличный фотограф обычно снимает эмоции «как есть», не должен вмешиваться в ход события. А тут все смотрят и улыбаются. Такого ни в одном городе не было. В Тюмени например, бывало, чуть матом не посылали, а здесь если и спрашивали, то только в таком ключе: «Ух ты, а как попасть на ваш мастер-класс?».

— А нравится, как снимают лично вас?

— Честно говоря, очень редко. Хорошо меня фотографируют моя подруга Лена Ростунова в Москве и друг Алексей Мартынов в Питере. Я думаю, интересные портреты делают те, кто любит человечество или конкретного человека — тебя. Здесь меня снимал Саша Гайворон, когда мы ездили на маяк. Мне очень понравились снимки.

Еще:  Поэтическая стрит-фотография Дениса Разумовского

— Существуют ли какие-то правила в фотографии, которые вы позволяете себе нарушать?

— Во-первых, любые правила прежде всего надо знать, во-вторых, надо знать, зачем ты их нарушаешь. Фотограф — тот же водитель, который должен просчитать последствия маневра, если он нарушит ПДД. Если у тебя горизонт завален, то с умыслом и смыслом — например, для того чтобы усилить экспрессию.

— Сегодня некоторые фотографы возвращаются к пленке, с умилением возятся с ФЭДом, «Зенитом». Разделяете такую ностальгию?

— Ну, просто для них это ново. Если вам дадут прокатиться в настоящей карете сегодня, неужели вы откажетесь? Интересно же. Но если я всю жизнь проездила в карете, а мне дали автомобиль, понятно, что я выберу. Пленка меня сковывает, надо постоянно помнить, что вот она скоро закончится, ее надо менять… Цифровая фотография дала мне эту свободу. Если бы ее не изобрели, возможно, я бы и не стала фотографом.

— Что вы посоветуете начинающим фотографам?

— Снимать, снимать, снимать. Много смотреть чужого. Ходить на художественные и фотовыставки, мастер-классы, копаться в Интернете, пересмотреть весь сайт Magnum, всех классиков, ездить на биеннале, фестивали… Все эти «кубики» закладывать себе на полочки, потом из них вы сможете что-то сложить. А если у вас нет кубиков, что вы сложите?

Для фотографа очень важен личный опыт — это самое ценное, что может быть. Но все же главнее опыта желание. У каждого человека есть бэк-граунд — то, что он читал в детстве, какое кино смотрел, куда его родители возили отдыхать, где он учился и т. д. Все эти компоненты начинают работать, только их надо «запустить». Я стараюсь помочь человеку, который, может быть, на минуту растерялся, засомневался, а есть ли у него талант. Да, некоторым помочь, к сожалению, нельзя — тем, кто прошел множество обучающих программ и все равно ничего не делает. А когда у человека открыты глаза, но он не знает, куда двигаться, надо показать дорогу. А дальше — сам. Если он не останавливается в движении, значит, куда-нибудь придет.

Автор: Марина Ильина

Источник: sakhalin.info

«Цветной» фотограф Вивиан дель Рио — EverybodyStreet«Цветной» фотограф Вивиан дель Рио — EverybodyStreet

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты