«Цветной» фотограф Вивиан дель Рио
На лекции Вивиан дель Рио, посвященной стрит-фотографии, побывало около ста сорока человек, из которых — семнадцати посчастливилось попрактиковаться под ее руководством на улицах Южно-Сахалинска. Такое «нашествие» стало неожиданностью и для самих организаторов. «Не думаю, что это связано с моей личностью, — пожимает плечами Вивиан. — Это говорит о большом интересе сахалинцев к фотографии. Или, может быть, у вас давно не было таких образовательных мероприятий для фотографов».
Вивиан дель Рио — известный российский фотограф, преподаватель Школы визуальных искусств (Москва), чьи работы вошли в коллекцию Русского музея и вызывают ассоциации с цветовыми абстракциями Марка Ротко. Для нее ничего случайного в жизни не происходит, самолетная съемка сложнее уличной, а поездка на Сахалин — эхо давних детских мечтаний, выросших из телепередачи «Клуб кинопутешествий». Кубинские корни и многолетний опыт работы художником-графиком «окрасили» творчество Вивиан дель Рио в яркие цвета, обусловив неповторимый, узнаваемый почерк.
— Вивиан, а как художник-график стал фотографом?
— Ну, мне не пришлось ради этого покидать стены офиса, потому что я работала фрилансером. Для меня очень важна свобода во всем. На работу я ходила только в кризисное время, когда совсем исчезали заказы. Работала для множества журналов, самое лучшее время — работа для журнала «Огонек», потому что заказывали по 12 иллюстраций в каждый номер, так что было на что жить и даже с шиком. Потом я начала путешествовать с фотоаппаратом, тогда еще «мыльницей». Когда я привезла в Москву очередные 15 пленок, мне вдруг в голову пришла мысль, что кто-то в это время везет из Москвы свои 15 пленок в другую страну.
И я задумалась: что увидел этот «кто-то» и почему этого не видела я? И тогда я стала просто гулять с фотоаппаратом по московским улицам. Мой первый фотографический проект получился так. Я была на экскурсии по Бульварному кольцу, которую вел прекрасный экскурсовод. Все было хорошо, пока он не остановился около памятника Гоголю. А там фонари со львами, глядя на которых он сказал следующее: «Ну, про московских львов я ничего не буду вам рассказывать, какие в Москве львы? Вот в Питере…».
Меня это так задело, что я сделала фотоколлекцию всех московских львов — новых, старых, включая маскароны. Может быть, когда-нибудь на пенсии сделаю книжку… Сейчас фотография полностью увела меня от иллюстрации. Свою фотографическую и дизайнерскую деятельность я объединила в книги «Бессознательная живопись», «Озеленение», «Гавана+Москва», разрабатываю макеты для других фотографов.
— А как вы перешли от фотографии к преподаванию?
— Наталья Ударцева, которая была фоторедактором в «Огоньке», когда я там работала, предложила мне преподавать в Школе визуальных искусств. Я тут же отказалась — «не умею, не хочу, не люблю», но она меня уговорила. Стала читать курс «Цвет современной фотографии» и читаю до сих пор, выпустила 22 группы в Москве и несколько по стране. При этом обнаружила для себя плюс. Ведь в процессе съемки ты не отдаешь себе отчета, как и что у тебя получается, а когда рассказываешь другим, то одновременно приводишь в стройную систему свои знания. А их не так уж и мало, ведь фотография на самом деле — это еще и литература, кино, психология, физика, химия и т. д., которые все вместе запускают творческий процесс.
— Ваши фотографии с завидным постоянством рождают у зрителей иллюзию живописи…
— Всегда говорю на лекциях, что пришла в фотографию из другой среды, я художник. Для меня цвет и форма важнее сюжета. Среди моих зрителей — художники, искусствоведы, философы, далеко не все фотографы понимают, какие задачи я решаю. И работы Марка Ротко для них — «я так могу». На самом деле это невероятно сложно — прийти к такой чистоте и простоте, как у Ротко, Мондриана, Малевича и других мастеров, освободиться от всего лишнего и научиться видеть и отображать самую суть… Помню смешной случай. Однажды ко мне на лекцию пришел мальчик. Просидел всю лекцию и под конец сказал, что он ничего не понимает, что это все обман и т. д. Зал возроптал, а я обрадовалась. Человек потратил время и деньги, чтобы сказать мне, какие сильные эмоции у него вызывают мои фотографии. Было очень приятно.
— Как вы находите сюжеты?
— Я когда иду, всегда сканирую окружающее пространство на все 360 градусов. И не для того, чтобы снять как можно больше, а прежде всего безопасности ради. Москва такой беспокойный город — тут кирпич на голову может упасть, там сосулька, тут скользкую плитку постелили, там толкнут, ограбят, задавят. Поэтому надо быть очень внимательным, ну, а попутно попадаются сюжеты. Я на улицу без фотоаппарата не выхожу. Раньше, когда у меня был Сanon, это было тяжело физически. А сейчас я перешла на Fuji, и для уличной фотографии это просто сказка. Мне сейчас так легко, что иногда проверяю, выходя из дома, не забыла ли я его.
Существуют разные направления в фотографии. Есть люди, которые снимают определенную историю. Приезжают в конкретное место с готовым планом съемки, конечно, неизбежны какие-то изменения, но по большому счету они делают то, что задумали заранее. Мне так не нравится. В Гаване есть набережная (malecón), кажется, самая длинная в мире. Солнце садится всегда в одно и то же время, в 7 часов вечера падает в море.
А за полчаса до этого люди выходят любоваться закатом. И там происходят всякие действия: пьют пиво, целуются, ловят рыбу, пеленают младенцев, прыгают в воду, спят и т. д. И я подумала: вот здорово, надо пойти, собрать эти готовые сюжеты в серию. И когда зритель будет на выставке ее рассматривать, возникнет ощущение, что он совершает прогулку вдоль малекона. И вот я вышла, снимаю людей, одних, вторых, пока солнце не ушло. И так мне скучно вдруг стало… Почувствовала себя Брежневым, которому белые грибы в лесу подсаживали, чтобы он их «нашел»…
— Мне кажется, по большому счету ваша история с фотографией — это про то, как человек позволяет себе жить с удовольствием…
— Москва — удивительный город. Как птица Феникс, который бесконечно умирает и возрождается, очень живой, напряженный и злой. Даже по сравнению с моим детством она очень изменилась, стала более агрессивной. Не могу смотреть новости, поскольку очень нервничаю по любому поводу, выбросила однажды и навсегда телевизор. Не будь я фотографом, быстрее бы сбежала из Москвы. А фотоаппарат смиряет меня с этим городом.
Я ищу в нем какие-то яркие картинки, пазлы и складываю из них мозаику собственного мира. Поскольку я постоянно нахожусь в поиске этих картинок, то уже не обращаю внимания на все остальное. Например, я полетела на спортивном самолете, потому, что очень хотелось поснимать сверху. А меня укачивает даже на качелях. Но я решила провести эксперимент над собой, сумеет ли фотоаппарат победить человека. К сожалению, человек победил фотографа, который продержался минут десять. Видимо, придется тренироваться… Кстати, спасибо ребятам из ЦТВС за мой полет.
— Ваши добрые слова о Южно-Сахалинске в плане цветовой гаммы было слышать неожиданно, потому что многим горожанам такое сочетание — красное, синее, желтое кажется аляповатым. Я говорю об улице Ленина.
— Ну, а у меня поднимается настроение. Цвет очень сильно на него влияет. Южно-Сахалинск однозначно не серый город, но мне не хватает в нем истории, тут все «одного времени». Вот природа мне показалась «сдержанной». То ли я мало поездила, то ли не там была, то ли не в тот сезон, но я пока не впечатлилась пейзажами. Видимо, надо вернуться еще раз. Зато сахалинцы очень доброжелательные люди. На улице я успевала сделать только один кадр, второй дубль уже «испорчен» улыбкой. Ведь уличный фотограф обычно снимает эмоции «как есть», не должен вмешиваться в ход события. А тут все смотрят и улыбаются. Такого ни в одном городе не было. В Тюмени например, бывало, чуть матом не посылали, а здесь если и спрашивали, то только в таком ключе: «Ух ты, а как попасть на ваш мастер-класс?».
— А нравится, как снимают лично вас?
— Честно говоря, очень редко. Хорошо меня фотографируют моя подруга Лена Ростунова в Москве и друг Алексей Мартынов в Питере. Я думаю, интересные портреты делают те, кто любит человечество или конкретного человека — тебя. Здесь меня снимал Саша Гайворон, когда мы ездили на маяк. Мне очень понравились снимки.
— Существуют ли какие-то правила в фотографии, которые вы позволяете себе нарушать?
— Во-первых, любые правила прежде всего надо знать, во-вторых, надо знать, зачем ты их нарушаешь. Фотограф — тот же водитель, который должен просчитать последствия маневра, если он нарушит ПДД. Если у тебя горизонт завален, то с умыслом и смыслом — например, для того чтобы усилить экспрессию.
— Сегодня некоторые фотографы возвращаются к пленке, с умилением возятся с ФЭДом, «Зенитом». Разделяете такую ностальгию?
— Ну, просто для них это ново. Если вам дадут прокатиться в настоящей карете сегодня, неужели вы откажетесь? Интересно же. Но если я всю жизнь проездила в карете, а мне дали автомобиль, понятно, что я выберу. Пленка меня сковывает, надо постоянно помнить, что вот она скоро закончится, ее надо менять… Цифровая фотография дала мне эту свободу. Если бы ее не изобрели, возможно, я бы и не стала фотографом.
— Что вы посоветуете начинающим фотографам?
— Снимать, снимать, снимать. Много смотреть чужого. Ходить на художественные и фотовыставки, мастер-классы, копаться в Интернете, пересмотреть весь сайт Magnum, всех классиков, ездить на биеннале, фестивали… Все эти «кубики» закладывать себе на полочки, потом из них вы сможете что-то сложить. А если у вас нет кубиков, что вы сложите?
Для фотографа очень важен личный опыт — это самое ценное, что может быть. Но все же главнее опыта желание. У каждого человека есть бэк-граунд — то, что он читал в детстве, какое кино смотрел, куда его родители возили отдыхать, где он учился и т. д. Все эти компоненты начинают работать, только их надо «запустить». Я стараюсь помочь человеку, который, может быть, на минуту растерялся, засомневался, а есть ли у него талант. Да, некоторым помочь, к сожалению, нельзя — тем, кто прошел множество обучающих программ и все равно ничего не делает. А когда у человека открыты глаза, но он не знает, куда двигаться, надо показать дорогу. А дальше — сам. Если он не останавливается в движении, значит, куда-нибудь придет.
Автор: Марина Ильина
Источник: sakhalin.info
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!