«Страх — это показатель интереса к делу». Интервью с Александром Сниховским

Расскажи о себе. Кто ты, откуда, чем занимаешься?

Я родился в Ленинграде в 1984 году. Живу в Санкт-Петербурге. У меня высшее образование по специальности менеджер, которым себя не определяю. В данный период жизни занимаюсь фотографией.

Расскажи, как ты увлекся стрит-фотографией. С чего все началось? Пробовал какие-то другие жанры или что-то вдохновило сразу именно на стрит?

Прологом к этой истории послужил мой он-лайн фотодневник, который я завёл для себя и друзей, публикуя в нём зарисовки, снятые на телефон и символизирующие происходящие со мной события. В какой-то момент я понял, что мне хочется уйти от сугубо личного значения создаваемых мною картинок, что мне интересно творить изображения с универсальным, доступным широкой аудитории содержанием. Я понял, что мне интересна фотография, чёрт возьми! Вспомнив, что на своё семилетие получил в подарок от дедушки «Смену 8М», отыскал её на антресолях и положил моему фотографическому делу начало. Любовь к хождениям по городу, определила выбор жанра.

Параллельно со стрит-фотографией пробовал и практикую фэшн-фотографию. Но это совсем другая история. Таким образом во мне существуют две разнонаправленные личности. Думаю, со временем их познакомить.

Зачем тебе стрит-фотография?

Я склонен к рефлексии. Порой, так заигрываюсь в неё, что не понимаю существую ли физически. И здесь фотография служит доказательством моего бытия. Если есть фото, значит есть и тот, кто его сделал. Для меня это способ задокументировать факт собственного пребывания в пространстве и времени, где каждый снимок своего рода оставленная метка «здесь был…»

Был ли по началу страх съемки незнакомых людей на улице? Как поборол?

Был страх. Не поборол… И не собираюсь. Страх необходим… Кажется, я скатываюсь в банальности и клише. Уже сотни рок-звёзд давно разжевали тему страха в том контексте, что если бы они перестали бояться сцены, то прекратили бы на неё выходить. Тот же принцип касается и выхода на улицу. Страх — это показатель интереса к делу.

Кто из современных стрит-фотографов тебя впечатляет?

Меня питает то, что делают Американцы. Имён не запоминаю. Аккумулирую в себе собирательный образ атмосферы, персонажей, техники уличной фотографии современной Американской школы.

Все твои снимки черно-белые. Это принципиально? Пробовал снимать в цвете?

Пробовал оставлять снимки в цвете, не переводя их в монохром, но в результате через некоторое время был от этого не в восторге, не обнаруживая личной связи с работами.

Тяга к чёрно-белым картинкам для меня естественна. В этом нет умысла. Нет расчета. Изучая работы мастеров, я заметил, что мой глаз автоматически из всей галереи изображений выбирает исключительно бесцветные фотографии, минуя цветные. Это как в толпе взгляд всегда прицельно обнаруживает стройные женские ноги в короткой юбке и и устремляет туда внимание. Ч/б это сексуальная упаковка картинки. Думаю, это следует возвести в принцип.

Есть ли у тебя излюбленные приемы съемки на улице?

Мой основной приём — настройка на определенное состояние. Введение себя в подобие транса, синхронизируясь с ритмом и темпом улицы, города, когда ходьба становится аналогом танца. В результате я как бы выхожу в другую плоскость, из которой наблюдаю за творящимся сквозь стекло объектива, как рыба наблюдает за происходящим сквозь стекло аквариума, а кадры появляются сами как корм из ниоткуда, который мне остаётся только съесть.

Были ли конфликты при уличной съемке с объектами съемки? Как вышел из ситуации?

Серьёзных конфликтов не было. Как правило, за негативной реакцией на съемку у обывателя стоит комбинация глупости, комплексов и ретроградства. Помним, что улыбка и вежливость — хорошее оружие. Но, как вариант, можно перевернуть ситуацию и изобразить своим недовольным видом, что прохожий только что испортил тебе кадр, попав в него, ведь ты снимал что-то другое. В результате у человека возникает чувство вины, а если при этом он примет тебя за иностранца, снимающего виды города, то к чувству вины у него добавляется ответственность за возможную инициацию международного скандала. Объект ретируется.

Что думаешь про развитие уличной фотографии в России?

Чего мне меньше всего хотелось бы, так это с напускным снобизмом умничать по-поводу судеб отечественной фотографии. Кто я такой? Думаю, если у нас люди перестанут ходить с пакетами «Пятерочки» по Невскому проспекту, — это уже будет существенным прогрессом в отношении визуальной эстетики нашей уличной картинки.

Что для тебя «хорошая фотография»?

Хорошая фотография для меня — это фотография, не связанная с правилами и догмами фотографирования. Также фотография не должна быть «цирком» или «спортом», когда автор пытается удивить зрителя причудливым ракурсом, планом или какими-то техническими ухищрениями, забыв о содержании. Хорошая фотография должна быть простой и содержать элемент метафизики, запечатленного на ней момента. А, если она при этом будет еще и чёрно-белой, то потянет на «отлично».

Что посоветуешь новичкам?

Никогда и ни за что не становиться старичками.

Фото: Александр Сниховский

Ответить

Ваш email не будет опубликован.