Мнение

Блеск и нищета тротуарной фотографии

Блеск и нищета тротуарной фотографии — EverybodyStreet

 

Автор: Костя Смолянинов

Каждый раз, когда я слышу об уличной фотографии, я сразу же представляю, что я сейчас увижу. Большая удача встретить нечто, что не вписывается в «законы жанра», ломает стереотипы, включая и твои личные. Потому я критично настроен к этому явлению, хотя моя первая в жизни выставка и носила название «On Every Street», а последний творческий продукт — книга под названием «Street Theography». Часто оппоненты закидывают мне, что я поливаю грязью это движение, при этом сам не брезгую участием в разных конкурсах и фестивалях. Все так, но я бы назвал это все же дружеской критикой, возможно даже слегка конструктивной. Вашему вниманию хотелось бы предложить колонку трехлетней давности, посвященную Фестивалю Уличной Фотографии в Москве. Мне было интересно вспомнить те давнишние работы особенно в предвкушении нового фестиваля. Интересно, что изменилось в обсуждаемом явлении, давайте взглянем вместе.

Нам учитель всегда говорил: «Ребята, делайте что-нибудь! Подеритесь, в конце концов, но что-то делайте!» Ребята решили что-то сделать, и сделали не плохо. Ребята это Александр Рудаков, Андрей Гордеев, Александр Сорин, Анастасия и Виталий Павлицкие. Фотографы больше всего на свете любят щёлкать всякую легкодоступную ерунду и барабанить по клавиатуре о судьбах фотографии в соцсетях. Вышеуказанная группа товарищей решила отличиться ещё чем-то и провела фестиваль стрит-фотографии. На энтузиазме и на свободном времени, высвободившемся после отказа от вышеуказанных любимых занятий.

Фестиваль это конкурс, фотографии на который можно было бесплатно загружать в сети, неподкупное жюри в составе Александра Земляниченко, Юрия Рыбчинского и Артёма Житенёва, итоговая выставка в московском Фотодоке при центре им. А. Сахарова, качественный, объёмный каталог, программа мастер-классов и встреч, начавшееся турне по стране, тёплая тусовка, наверное, тоже в этом ряду И это всё при наличии отсутствия видимого бюджета и институциональной поддержки и организации. То есть, когда всё делается как бы на коленке и без распила казённых дензнаков. На коленке, но не значит плохо, без распила — высвобождаются руки.

На итоговой выставке было на что посмотреть. Среди финалистов оказались как опытные и известные завсегдатаи подобных конкурсов последних лет, такие как Эмиль Гатауллин, со своим чутким и филигранным исследованием провинциальной жизни, выполненном по классическим канонам жанра, так и фотографы, которых можно считать открытием фестиваля, как, к примеру, Игорь Ефимов из украинских Черкасс. В его победной серии удивительные по красоте снимки чередуются с совершенно банальными штампами любительской фотографии.

Еще:  Психология прохожих, или Куда уходит стрит-фотография
37758

Фото: Эмиль Гатауллин

37759

Фото: Игорь Ефимов

На фотографиях победителей мы видим многое из того, чем увлечена уличная фотография. В работах Дмитрия Ангелова, Анастасии Руденко, Надежды Панчиной, Ивана Сапкова есть то, что не увидишь ни в жизни, ни в кино, бытовой сюрреализм. Есть лишь сомнение — проявления ли это абсурдности бытия, или всего лишь издержки остановки времени и усекновения пространства?

37762

Фото: Дмитрий Ангелов

37760

Фото: Анастасия Руденко

37761

Фото: Надежда Панчина

37763

Фото: Иван Сапков


Оказывается, что людей с отменным чувством композиции подозрительно много вокруг. Александр Бендюков, Антон Сингуров, Влад Сохин виртуозно это демонстрируют. О таких снимках, как правило, говорят, что в кадре всё сложилось, всему нашлось своё место. Можно добавить, что произошло это наилучшим и наичудеснейшим образом, не совсем ясна только цель такой фотографической эквилибристики. Но красиво ведь? Да, красиво!

37764

Фото: Александр Бендюков

37765

Фото: Антон Сингуров

37753

Фото: Влад Сохин

Неожиданно мало в финале чёрно-белой-пушированной, смазанно-шевелёночной, чернушно-леечной фотографии. А ведь именно с такими изображениями когда-то ассоциировалась стрит-фотография. Частичная компенсация — бытовуха Ирины Юльевой, с другой стороны, порадовал тонкий эрвиттовский юмор Бориса Розенберга. Выбор фонда Рыбчинского предсказуем — почти ностальгическая нарративная фотография Владимира Атапина и Алексея Бибикова. Практически фото-анекдот, фото-байка. С моралью и со смыслом, понимаешь.

37754

Фото: Ирина Юльева

37755

Фото: Борис Розенберг

37756

Фото: Владимир Атапин

37757

Фото: Алексей Бибиков

Смотрю я на это всё, и в голову приходит совершенно тривиальная, шаблонная, но, тем не менее, мысль: в результатах конкурса как в зеркале отражается блеск и нищета уличной фотографии. Песен про блеск спето достаточно. Поклевещем теперь о нищете. Я искренне не врубаюсь, зачем всё это нужно?! За редким исключением, мне видятся два главных бича этого жанра — многословие и мелкотемье.

Никаких серьёзных творческих задач не решается, никаких сложных тем, никакого глубокого осмысления. Нам просто из года в год демонстрируют, по сути только три вещи: а) в кадре всё может красиво сложиться; б) на улице бывает случается всякое интересное и в) кто-то куда-то постоянно идёт отбрасывая живописную тень, порой забредая в сверкающий гармонией кадр. Как по мне, владения техникой, умение композиционно мыслить и комбинации из вышеперечисленных откровений недостаточно для серьёзных исследований жизни. Более того, тротуарной жизни — развивающейся по незамысловатым законам антракта.

Еще:  Почему Стрит-фотография — это не Документальная фотография

Причины кризиса (а то, что это кризис понятно хотя бы по тому нескончаемому потоку появившихся в последнее время исследований жанра) кроется в самой сути стрит-фото, а весь этот жанр суть фотография выходного дня. Если ты работаешь в офисе, в НИИ или даже фотографом в местной газетке, то у тебя остаётся совсем немного свободного времени и душевных сил на «Войну и мир». Ты бредёшь в толпе пятничным вечером в лучах заката сжимая в руке цифрозеркалку с вечной экспокоррекцией -1 и печёшь фото-рассказики как пирожки. И это не Чехов, не надо обольщаться, в лучшем случае — Вересаев.

И хоть до решения серьёзных философских и социальных задач, если не бросить всё и не посвятить себя полностью, недостижимо далеко, стрит-фотография лучшая и самая реальная площадка для реализации творческого начала художника. А то, что художником может стать каждый мы уже, кажется, договорились. Такой отдушиной когда-то была советская фотоклубовская любительская фотография, такой сейчас стала стрит-фотография, та же участь, как мне кажется, ждёт и пока актуальных «метафизиков».

Да, совсем забыл! Колонка-то о современном искусстве. Что бы ничего не тянуть сюда за уши — просто вспомним замечательного итальянского неореалиста Ренато Гуттузо и его «Толпу». Бумага, клееная на холст, смешанная техника, 1960 год.

37752
Блеск и нищета тротуарной фотографии — EverybodyStreetБлеск и нищета тротуарной фотографии — EverybodyStreet

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты