Tokina SZX 400mm F8 Reflex MF — обзор зеркально-линзового объектива
К сверхдлиннофокусным или супертелеобъективам относятся объективы с эквивалентным фокусным расстоянием превышающем 300 мм. Как правило, такие оптические устройства стоят немалых денег и обладают большим весом. Однако, существует исключение из этого правила – зеркально-линзовые объективы. Сегодня у нас на обзоре современный представитель такой конструкции, объектив от известного японского производителя – Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF.
Зеркально-линзовые объективы открывают мир сверхдлиннофокусной оптики новичкам и фотографам с ограниченным бюджетом. Те сюжеты, которые можно получить на подобное фокусное расстояние невозможно повторить объективом со стандартным фокусным расстоянием. Здесь дело не только в приближении объекта съёмки, ведь это можно сымитировать, особенно если ваша камера обладает высоким разрешением матрицы. То, что нельзя получить с помощью электронного увеличения — это так называемое сжатие перспективы.
Ниже ярий пример эффекта сжатия пространства. В реальности фонарики висят на расстоянии около двух-трех метров друг от друга.
При правильном ракурсе можно получить очень неожиданные результаты, однако это весьма непросто, ведь поиск места съёмки может значительное время. Это плата за уникальный кадр, ведь не у каждого фотографа есть подобное фокусное расстояние, а также желание и время на поиски. Поэтому если вы хотите поэкспериментировать, то зеркально-линзовый объектив может стать отличным выбором. Однако, есть здесь и некоторые тонкости. Давайте разбираться.
Прежде чем мы перейдём непосредственно к нашему герою, необходимо понять особенности объективов с такой оптической конструкцией. Кстати, о конструкции – эта оптическая система, была разработана советским оптиком и учёным Дмитрием Максутовым.
Изначально схема применялась в телескопостроении и лишь позже её начали использовать в производстве фотообъективов. Пожалуй, самым известным объективом, который будет на слуху у многих российских фотографов, это МТО-11 10/1000. Собственно у меня знакомство с зеркально-линзовыми объективами началось именно с него. В оптической конструкции применяются зеркала, что позволяет уменьшить общую длину конструкции приблизительно в три раза по сравнению с объективом классической линзовой схемы с аналогичным фокусным расстоянием.
Особенности конструкции таковы, что во всех зеркально-линзовых объективах отсутствует блок диафрагмы, таким образом, она фиксирована и экспозиция изменяется только при помощи выдержки или ISO. А также зеркально-линзовый объектив боится даже минимального попадания контрового или бокового света – это приводит к снижению контрастности, что часто ошибочно принимается за низкую разрешающую способностью объектива.
Еще одна важная особенность – это исключительно мануальная фокусировка. Однако в истории существовал единственный зеркально-линзовый объектив с автофокусом производства Minolta. Однако, автоматическая фокусировка для зеркально-линзовых объективов это довольно дорогое удовольствие.
Изображения с подобного рода объективов очень легко узнать по бликам в расфокусе. Световые диски выглядят в виде кружка или «бублика», происходит это из-за того, что по центру передней линзы расположено зеркало. Такое боке я считаю очень художественным и при удачном применении можно получить действительно впечатляющие картинки.
Уникальным плюсом зеркально-линзовой системы является полное отсутствие хроматических аберраций. Происходит это по причине того, что здесь применяется малое количество линз.
Итак, основные особенности зеркально-линзовых объективов мы разобрали, давайте знакомиться с нашим героем.
Внешний вид и характеристики Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF
Для меня не открытие, что зеркально-линзовые объективы обладают компактными размерами, но когда я достал из коробки объектив Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF, я был просто поражён насколько он действительно компактный! Он смотрится миниатюрным даже на беззеркалке, чего уж говорить о зеркальных камерах.
Кстати, я тестировал объектив с камерой Fujifilm X-T4. И сразу следует отметить, что в меню камеры обязательно необходимо включить съёмку без объектива. Tokina 400mm F8 не оснащён чипом и контактами, поэтому камера не понимает, что в данный момент на неё установлен объектив.
Особенность Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF такова, что этот объектив может быть установлен почти на любую камеру. Объектив обладает стандартным креплением T—mount, под которое существуют переходники под все системы.
Сама компания продаёт объектив без адаптера или в комплекте с одним адаптером на выбор: Canon EF, Sony E, Nikon F, Micro 4/3 и Fujifilm X. Вам ничего не мешает, купив с определённым переходником, потом приобрести ещё один под другую систему.
Даже у меня в закромах нашёлся адаптер под Micro 4/3, который был куплен мной лет пять назад и сюда он также идеально подошёл. Таким образом я могу установить объетив не только на Fujifilm X-T4, но и на мой старенький Olympus.
Корпус Tokina 400mm полностью изготовлен из металла, однако, как уже писал выше, оптическая схема здесь простая, поэтому общий вес, из-за отсутствия большого количества линз, небольшой. Всего 355 грамм, а размеры 74×77 мм. Напомню, что мы говорим о супертелеобъективе 400 мм!!! Впечатляет, неправда ли?
Сборка очень качественная, покрытие корпуса объектива устойчиво к царапинам. На корпусе присутствует разметка дистанции фокусировки в футах и в метрах. Фокусировочное кольцо занимает практически весь корпус. Часть кольца имеет прорезиненое покрытие.
Минимальная дистанция фокусировки всего 115 сантиметров, что в результате даёт масштаб 1:2.5 – это соответствует объекту размером приблизительно 6×9 см на весь кадр. Таким образом, можно снимать даже макро. Однако это будет весьма непросто, ведь глубина резкости на минимальной дистанции очень маленькая, а блок диафрагмы, напомню, здесь отсутствует. То есть увеличить ГРИП не получится. Кстати, светосила объектива сотетвует значению f/8, что весьма неплохо для зеркально-линзового объектива. Здесь есть фирменное просветляющее покрытие для уменьшения переотражений.
Фокусировочное кольцо имеет очень длинный ход и это на самом деле удобно. Ведь даже установить резкость на объекте, который находится на расстоянии 20 метров довольно сложно – без штатива не обойтись, но об особенностях съёмки поговорим чуть ниже.
В комплекте идёт очень глубокая металлическая конусная бленда. Помните, я выше писал, что зеркально-линзовые объективы боятся контровго света. Тем не менее даже такая конструкция бленды не спасает от потери контраста.
Бленда крепится на резьбу светофильтра и, к сожалению, её нельзя закрепить на объективе в обратном положении, чтобы получить максимальную компактность в транспортном положении.
Интересный лайфхак. Благодаря магнитному креплению Manfrotto для фильтров, бленду можно крепить к объективу оперативно. Магниты выдерживают даже такую тяжёлую металлическую бленду.
Бленда настолько глубокая, что когда она накручена, довольно проблематично установить крышку, чего уж говорить о работе со светофильтрами, зависимыми от положения. Резьба для фильтров здесь 67 мм. Кстати, магнитное крепление, которое я показал выше, значительно упрощает установку и работу с фильтрами.
Зеркала имеют свойство со временем тускнеть и терять свои отражающие свойства. Здесь установлены элементы с серебрённым покрытием с защитный антиоксидантным слоем на задней стороне. Таким образом достигается длительный срок службы.
Съемка на Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF
Это был наверно самый сложный для меня тест объектива, но вместе с тем один из самых интересных. Я тестировал его на камере Fujifilm X-T4, а как известно, это кроп-камера, что в эквиваленте мне дало целых 600 мм!!! С таким фокусным расстоянием было невероятно сложно найти интересный сюжет. Плюс к этому, отсутствие автофокуса, сниженная контрастность и фиксированная диафрагма не дали возможность снимать какие-то быстротечные события. Даже прохожих на улице снять было довольно сложно.
Первым сюжетом, который сразу пришёл мне в голову, стала съёмка луны. И так совпало, что через несколько дней должно было состояться полнолуние. Самые эффектные снимки луны лучше делать либо в полнолуние, либо когда она в виде тонкого месяца. На поиск места съёмки я потратил около трёх дней. Помимо выбора как минимум высокой позиции, чтобы избежать засветок от городского освещения, необходимо было понимать, где восходит луна. Чтобы снимок небесного тела был максимально интересным, его не следует делать просто на небе. В кадре должны обязательно присутствовать посторонние объекты, чтобы было визуальное сравнение – в моем случае это дома. Столь большое фокусное расстояние 600 мм дало возможность сделать луну очень большой на фоне зданий и создать действительно эффектные снимки. Место было найдено, по прогнозу я понимал в каком месте будет луна и во сколько, оставалось только надеяться на чистое небо. И всё сложилось! На съёмку было всего 20 минут. Ниже результат моей работы. Кадры без кропа с незначительной корректировкой контрастности и цвета в Lightroom.
Безусловно, снимки небесных тел лучше делать в мороз и где-нибудь далеко за городом, желательно в горах. В городе, и особенно в Москве, присутствует не только световое загрязнение, но и постоянный смог, который неизбежно ухудшает качество результата. Поэтому важно в слуае съемок в городе, желательно забраься как можно выше. В нашем случае, съемка происходила с крыши 20-этажного дома.
Удачно найденное мной место съёмки оказалось прекрасной позицией для съёмки заката солнца. И это было серьёзным испытанием для нашего героя, поскольку, как я уже писал выше, зеркально-линзовые объективы очень боятся контрового света. Для создания снимков ниже я использовал ND-фильтр Manfrotto с плотностью ND8, который ослабил световой поток на 3 ступени. Без фильтра съёмка была бы просто невозможной, ведь даже на минимальном ISO и выдержке 1/8000 кадр получался переэкспонированным.
Для съёмки на Tokina 400mm F8, как собственно и на любой другой объектив с подобным эквивалентным фокусным расстоянием просто обязателен штатив. Съёмка с рук при выдержке 1/600, что соответствует всем правилам для кроп-камеры, даже при наличии матричного стабилизатора не даёт удовлетворительного результата. Более того, даже при съёмке на штативе, рекомендую использовать таймер задержки спуска, причём желательно как можно длиннее, чтобы максимально погасить все вибрации от перемещений камеры и нажатий кнопок. В моём случае я использовал таймер 10 секунд.
Кстати, о матричном стабилизаторе. Поскольку я тестировал объектив на камере Fujifilm X-T4, следует отметить, что необходимо настроить работу стабилизатора для максимальной эффективности.
В пункте меню «I.Q» – «Настройка адаптера» в одном из слотов указываем фокусное расстояние 600 мм и сохраняем его. Для удобства можно добавить имя объектива. Почему 600 мм? Мы снимаем на кроп-камере с APS-C сенсором, поэтому фокусное расстояние увеличивается в 1.5 раза.
Беззеркальные камеры благодаря различным помощникам ручной фокусировки, можно сказать, дают вторую жизнь объективам с мануальной фокусировкой. При съёмке на Tokina 400mm F8 с зеркальной камерой достичь максимальной резкости через оптический видоискатель было бы очень проблематично. Да, в зеркальных камерах существует помощник в видоискателе, который сигнализирует о правильном фокусе, однако он имеет большую погрешность, и в нашем случае он был бы полностью бесполезен. Съёмка в LiveView становится единственным выходом для зеркалок, причём с обязательным применением электронного увеличения. Тем не менее съёмка на беззеркалке значительно удобнее и эффективнее.
Практически любая современная беззеркальная камера обладает так называемым фокус-пикингом. В наиболее продвинутых камерах есть расширенные настройки от регулировки чувствительности до цвета выделения пиков. Причём этот помощник работает как через основной экран, так и через видоискатель. Но даже с таким помощником я всё равно рекомендую использовать электронное увеличение для идеальной точности.
В Fujifilm X-T4 помимо фокус-пикника есть ещё два помощника – микропризма и раздвоение изображения. Не могу сказать, что они удобнее выделения пиков, тем не менее их присутствие в любом случае неизлишне. А вот что действительно удобно, это двойной экран.
В таком режиме отображения на дисплей одновременно выводится полное изображение для выстраивания композиции и выбранная зона с увеличением для точной фокусировки.
На Tokina 400mm F8 я снимал не только со штативом, но и с рук. Выдержка в таком случае была приблизительно 1/1500. Ход кольца фокусировки очень плавный и в меру тугой. В совокупности с названными выше преимуществами беззеркалок, работа даже с таким экстремально большим фокусным расстоянием не вызывает сложностей. Так что не бойтесь мануальной оптики!
Галерея Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF
Заключение
Объектив Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF это больше творческий объектив, тем не менее, в некоторых сценариях коммерческих съемок он также может быть использован. Работа с этим объективом безумно интересна и развивает фотомышление. Плюс ко всему невероятная компактность и малый вес дают возможность брать этот объектив на прогулки или в поездки без дополнительной нагрузки, чего не скажешь в случае со стандартным телеобъективом рефрактором. И еще одним важным плюсом является очень доступная цена по сравнению с аналогичным фокусным расстоянием классических телеобъективов.
Для работы с Tokina 400mm следует учитывать некоторые особенности. Во-первых, обязательно разберитесь с настройками камеры – настройка стабилизатора, электронное увеличение, помощники ручной фокусировки. Во-вторых, обязательно одевайте бленду и избегайте бокового и контрового света. В-третьих, снимки с этого объектива требуют постобработки – минимальное повышение контрастности делает снимок значительно лучше, этим не стоит пренебрегать. И наконец, в-четвёртых, готовьтесь много ходить и не расстраивайтесь, если у вас кадр не получился с первого раза.
Этот объектив для творческой вдумчивой фотографии. С Tokina SZX SUPER TELE 400mm F8 Reflex MF вы можете получить действительно уникальные кадры. Так что если вы не боитесь трудностей и готовы развиваться, то этот объектив станет отличным вызовом.
comments powered by HyperComments
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!