28 распространенных ошибок стрит-фотографа



1. Использование ручного режима

Это одно из общих заблуждений и ошибок стрит-фотографа: раз профессионалы используют ручной режим, то и уличному фотографу следует его применять. Слышали такое?

Во-первых, профессиональные фотографы снимают в ручном режиме не всегда, а только когда требуется. В изменяющихся условиях съемки они нередко прибегают к авторежиму, чтобы не менять настройки фотоаппарата слишком часто. Предустановленные автоматические режимы большинства камер толково разработаны и не раз проверены в полевых условиях, поэтому многие свадебные фотографы и фотожурналисты снимают на «автомате».

На улице редко когда можно единожды настроить камеру и ходить так весь день. Использование автоматического режима позволяет вам сосредоточиться на съемке, а не заморачиваться настройками.

2. Использование встроенной вспышки

У большинства камер есть встроенная вспышка, включить которую прямо руки тянутся, особенно если другой вспышки еще нет. По правде сказать, качество встроенной вспышки крайне низкое и ваши фотографии благодаря ей лучше не станут. Наоборот, вас постигнет разочарование из-за того, что ваши ожидания не оправдаются. Я рекомендую сразу же после покупки камеры отключать автоматическую вспышку, чтобы она случайно не открылась при съемке. Лучше настроить камеру для использования уличного света, а не его слабого подобия.

3. Категорическое «нет» встроенной вспышке

От встроенной вспышки чудес ждать не приходится, зато накамерная или стандартная внешняя вспышка могут создать интересный эффект, если использовать ее при дневном свете или глубокой ночью. Если вас пугает мысль о съемке со вспышкой днем на улице, я рекомендую побороть свой страх и попробовать. Вопреки обратным убеждениям, использовать вспышку очень просто, и я ни разу не сталкивался с негативными последствиями. Наоборот, я открыл для себя новую грань уличной фотографии. Со вспышкой вы будто создаете новый жанр, поэтому не сдерживайте себя, даже если поначалу вас пугает этот шаг.

4. Ошибки в выборе режима фокусировки

Еще одна ошибка стрит-фотографа — это неверный выбор режима фокусировки. В зависимости от камеры автоматические режимы могут показывать неплохой результат. У кого-то с автофокусом всё в порядке, а вот моя первая камера в 20% случаев, когда точки фокусировки выбирались автоматически, выдавала расфокусированные снимки. Чтобы быть уверенным в результате, лучше вручную выбрать вариант фокуса: например, установив точку фокусировки в центре кадра. А если потребуется передвинуть эту точку ближе к краю, то нажмите кнопку спуска затвора, но не до конца, а чтобы сработала фокусировка, и затем переместите фотоаппарат, откадрировав снимок с фокусом в нужном месте.

Есть еще один способ, который вас может заинтересовать, — метод предфокусировки. Вы заранее устанавливаете фокусное расстояние — например, один или полтора метра — и идете гулять, увеличив глубину резкости при диафрагме, например, f/8.

5. Ошибки при настройке ISO

Не стоит слишком заморачиваться с настройкой светочувствительности ISO, а лучше установить автоматический режим, чтобы камера сама вычислила необходимое значение. На некоторых фотоаппаратах можно указать максимальные значения для этого параметра, чтобы при съемке светочувствительность их не превышала. Чем ниже ISO, тем лучше, но если держаться в пределе от 100 до 400, картинка от этого хуже не станет и немного шума ее не испортит.

6. Небольшая глубина резкости

Вы счастливый обладатель объектива, который позволяет выставлять диафрагму 1.4 или даже 1.2? Повезло же! Однако вам вовсе не стоит постоянно снимать на максимально открытой диафрагме. Небольшая глубина резкости — это визуальный эффект, который скрывает слабые стороны фотографии. Ваши снимки достойны того, чтобы показывать их во всей красе? Тогда не стоит часто прибегать к небольшой глубине резкости.

7. Слишком тяжелое оборудование

Боитесь упустить классный снимок, если оставите свой особенный объектив дома? Тогда привыкайте к мысли, что на улице невозможно запечатлеть всё. Лучше иметь небольшой фотоаппарат с одним фикс-объективом, с которым можно гулять часами, чем выходить на улицу в полном обмундировании и валиться с ног от усталости уже через 15 минут. Значительно полезнее быть мобильнее и путешествовать налегке, чем стараться охватить каждое фокусное расстояние. Всё равно у вас не будет времени на частую смену объективов.

8. Неудобная одежда

Меня всегда значительно больше заботит удобная одежда, чем хорошая камера. Лучше надеть обувь, в которой можно пройти лишний километр, чем стильные туфли, не предназначенные для долгих прогулок.

Зимой следует подумать о перчатках, в которых будет удобно работать с камерой при низких температурах.

9. Пренебрежение форматом RAW при сохранении файлов

Дабы прорекламировать новый аппарат, производители камер обрабатывают фотографии в разных стилях. В действительности все эти эффекты или фильтры бессмысленны. Лучше снимайте в RAW и затем экспортируйте в Lightroom или ее бесплатный аналог. На это у вас уйдет всего пять минут, но оно того стоит. Практически все фотографии, которые публикуются в книгах или в Интернете, проходят постобработку. Редко какой кадр идет в печать напрямую из камеры.

Вы можете настроить общий пресет для своих фотографий, чтобы не обрабатывать каждый снимок в отдельности. Формат RAW обеспечивает больше свободы, тем более, что в современном мире проблема объема дискового пространства уже не стоит так остро.

10. Хранение архива только на одном устройстве

У каждого есть своя ужасная история про какого-нибудь фотографа, который лишился всего своего архива из-за сбоя в работе компьютера или поломки внешнего диска. Тем не менее, мы уверены, что с нами такое никогда не случится, потому что мы технически лучше «заточены». Да и вообще, катастрофы случаются только с другими.

На самом деле никто не застрахован от таких неполадок, и их лучше предотвратить, чем потом восстанавливать файлы. Я рекомендую хранить все свои важные снимки не на одном устройстве, а на двух. Например, вы можете настроить внешний диск только для своих фотографий. Вдобавок для сохранения своих снимков можно использовать онлайн-ресурсы: такие, как Flickr, и облачные хранилища типа Dropbox.

11. Использование «телевика»

На первых порах многие испытывают сложности при съемке уличной фотографии. Особенные опасения вызывает контакт с незнакомыми людьми. Кажется, проще всего взять длиннофокусный объектив, чтобы приблизиться к объекту съемки, однако это не совсем правильное решение для нашего жанра фотографии. Нет какого-то универсального способа побороть внутреннюю неуверенность, чтобы не стесняться подходить ближе к людям. Тут следует работать над собой и не рассчитывать на технические хитрости.

12. Излишняя обработка фотографий

Как уже было сказано, обработка фотографий — это возможность быстро улучшить качество снимков. Но здесь есть одна опасность: попытка улучшить скучный кадр посредством излишней обработки может стать большой ошибкой. Обработка снимка не должна занимать более пяти минут: добавить немного контраста, четкости, виньетирования — этого обычно хватает.

Если вам кажется, что вы перегнули палку с постобработкой и фотография выглядит искусственной, скорее всего, так оно и есть. Отложите снимок на несколько дней и посмотрите на него свежим взглядом позже — обычно это помогает объективно оценить качество обработки.

13. Построение теорий об уличной фотографии

Для некоторых уличная фотография может стать сложным предметом для изучения, и поэтому люди допускают ошибки, о которых мы и говорим в этой статье. Однако описанные здесь принципы по улучшению качества снимков работают, только если вы регулярно снимаете, а не просто размышляете о фотографии. Идите на улицу и фотографируйте, вкладывайте больше сил в практику, чтобы культивировать в себе Фотографа, а не Теоретика. Пошагово усваивайте правила композиции, но не слишком углубляйтесь в теорию.

14. Нежелание снимать в общественном транспорте

Улица для стрит-фотографа — это еще и общественный транспорт. Конечно же, у многих из нас есть свои любимые площадки для съемки, и среди них вряд ли найдется место скучной электричке или автобусу. Однако не стоит упускать возможность сделать кадр в непривычной обстановке. Находясь в пути, будьте готовы в любой момент достать камеру и сделать снимок.

15. Дистанцирование от места действия

Вы замечали когда-нибудь, на каком расстоянии от уличных музыкантов или артистов находится публика? Цель уличного фотографа не быть заурядным зрителем, стоящим на безопасном расстоянии. Если вы действуете, руководствуясь своими привычками, вам будет сложно добиться выдающихся результатов. Поэтому подойдите поближе или заберитесь на сцену, если даже поначалу будет немного страшно выделиться из толпы. Проработайте разные точки съемки и ракурсы, снимайте в самом центре событий, чтобы кадры получились яркие и интересные.

16. Уверенность в том, что снимать рядом с домом — скучно

По аналогии со съемкой в общественном транспорте мы часто начинаем снимать только тогда, когда приезжаем на конкретное место. Родной район нам кажется скучным, потому что мы знаем его вдоль и поперек. Возникает ошибочное мнение, что надо обязательно куда-то уехать, чтобы поймать хороший кадр. В действительности зрители не знают вашего района так хорошо, как вы, поэтому они бы с радостью посмотрели на то, что вас окружает. Фотографируйте рядом с домом — снимки могут получиться значительно интереснее, чем вам кажется.

17. Подражание мастерам

Безусловно, важно ориентироваться на великих и держать в уме любимые фотографии мастеров. Прямое копирование — это нормально, пока вы учитесь. Как только стадия обучения останется позади, начинайте развивать свой стиль. Несмотря на то, что на фоне великих фотографов выделиться нелегко, и это действительно сложный и болезненный путь, следует помнить: если идти след в след за мастером, то велик шанс не оставить своего собственного следа. Как можно раньше старайтесь развить свое видение уличной фотографии, даже если оно будет нетипичным и пойдет вразрез с общепринятым мнением.

18. Нежелание печатать свои фотографии

Думаете, что фотографии не стоит печатать, потому что они недостаточно хорошо смотрятся на экране компьютера? Вы удивитесь, увидев их на бумаге. Держать в руках свои фотографии — это особый чувственный опыт, поэтому даже если вы привыкли считать, что ваши снимки хуже, чем у других авторов, напечатайте свои фотографии, вставьте их в рамку и повесьте на стену. Пусть это первые шаги, но вам все равно следует ими гордиться. А со временем будет еще и приятно вспомнить, как всё начиналось.

19. Съемка с «недостаточно близкого» расстояния

Наверное, это первый совет, который вы услышали, и наверняка эта фраза уже порядком поднадоела, но, поверьте, она всегда будет актуальна. Начинающему стрит-фотографу может быть страшно подойти поближе, опасаясь реакции окружающих. Но если вы настроены дружелюбно и улыбаетесь, люди в ответ будут реагировать так же.

У небольшого расстояния есть множество преимуществ. Вам будет легче наладить контакт с объектом съемки. И вообще, пусть я ударяюсь в эзотерику, но уверен, что по фотографии видно, когда вы находитесь физически ближе. Длиннофокусный объектив никогда не даст такого эффекта.

С самого первого дня старайтесь подходить к людям максимально близко. Не застревайте на «безопасном расстоянии», покиньте зону комфорта и настройтесь на контакт с окружающими.

20. Стремление уместить всё в одном кадре

Еще один аспект парадигмы «недостаточно близко» — это частое желание заполнить кадр по максимуму, чтобы каждый зритель нашел в фотографии что-то свое. На деле оказывается, что такие перегруженные кадры, в которых много разных сцен, сходу снижают интерес к изображению. Вместо одной фотографии с пятью смысловыми акцентами лучше сделать пять фотографий с одной интересной истории на каждую.

Вы не можете нравиться всем, поэтому если из пяти кадров четыре оказались скучными, а один заслуживает всеобщего внимания, то можно поздравить вас с удачным снимком! Пусть у вашей фотографии будет один смысловой акцент, а остальное пространство заполняйте объектами, сопровождающими основную историю.

21. Желание получить всё и сразу

Фотография в целом и особенно стрит-фотография — это не спринтерский забег на 50 метров. Можно достаточно быстро добиться хороших результатов и ощущать себя мастером. По правде говоря, успех в стрит-фотографии во многом зависит от удачи, но поймать хороший кадр вовсе не повод считать себя опытным фотографом.

Однажды вы почувствуете, что время идет, а вдохновения нет, как нет и достойных снимков, однако это не должно вас останавливать. Любой известный фотограф, чье имя сходу приходит вам на ум, занимался фотографией много лет и даже десятилетий, прежде чем достичь своего уровня.

22. Нетерпеливость

Терпение требуется не только в плане личного развития, но и во время съемки на улице. Когда вы видите потенциально хорошую фотографию, не торопитесь. Пяти минут для идеального кадра может быть недостаточно. Наберитесь терпения и добейтесь желаемого результата, даже если на это потребуется час работы. Сделайте не просто один кадр, а отработайте разные точки съемки и ракурсы.

23. Съемка только на уровне глаз

Держать камеру перед глазами и фотографировать на этом уровне, не меняя точку съемки, не требует особых усилий. Но это также делает кадр, снятый на привычном уровне глаз, обычным и не очень интересным. Выбирая другой ракурс, вы предлагаете зрителю иной взгляд на привычные вещи.

Например, вы можете фотографировать, поставив камеру на землю, что еще удобнее делать, если у фотоаппарата есть поворотный экран.

Подходите к процессу творчески и вкладывайте силы в каждый снимок: не ленитесь, экспериментируйте с точкой съемки, сместите фотоаппарат от уровня глаз.

24. Игнорирование полезной силы света

В начале своего творческого пути фотографам нередко приходится «делать замеры» и настраивать верную экспозицию. Мы полностью забываем, что интересный свет можно интегрировать в композицию. Естественный свет не только влияет на настройки камеры, но и может стать неотъемлемой частью итогового кадра.

25. Пренебрежение деталями

Если вначале вы будете стараться видеть полную картину, это хорошо, однако со временем вы заметите, что разница между хорошей и великой фотографией кроется в деталях. Все эти едва уловимые мелочи в совокупности и «одушевляют» фотографию. Если вы думаете в масштабе крупных элементов, вы можете не принять во внимание мелкие аспекты, благодаря которым композиция может либо собраться, либо, наоборот, полностью развалиться.

26. Игнорирование заднего плана

Считается, что главная роль в кадре должна быть отведена самому объекту съемки, однако задний план имеет не меньшее значение в формировании эстетически красивой фотографии. Даже если перед вами разворачивается отличная сцена, но задний план замусорен, картинка будет испорчена.

Тем не менее, существуют способы избавиться от отвлекающего фона: например, можно изменить перспективу или подойти ближе к объекту съемки.

27. Нарушение всевозможных правил

Большинство стрит-фотографов чувствуют себя на улице этакими бунтарями, преступая все законы композиции. На деле оказывается, что нарушение правил не способствует художественности снимка, зато провоцирует появление большого количества мусора в отснятом материале.

Старайтесь помнить о правилах композиции. Не думайте, что хорошо построенная композиция автоматически переводит ваш снимок в разряд скучных. В великих и ставших каноническими фотографиях есть и то и другое: они визуально красивы и рассказывают интересную историю.

28. Безапелляционное следование всем правилам

С другой стороны, можно упустить интересный кадр, если держать в уме все правила, заучив их как божьи заповеди. Иногда приходится искать компромисс, выбирая между визуально привлекательной картинкой и полноценной историей.

В стрит-фотографии у нас нет возможности подготовить площадку, как, например, при студийной съемке. В этой связи нередко приходится поступаться какими-то правилами. Лично я считаю, что оптимально на первом месте должна стоять интересная история, а за ней уже — подтягиваться композиция, а не наоборот.

Об авторе

Себастьян Якобиц — уличный фотограф из Берлина (Германия). Его работы можно посмотреть на Фликре.

Ответить

Ваш email не будет опубликован.