Церковная фотография, что это такое и в чем ее актуальность
Церковная фотография — словосочетание, которое уже мало кого удивит в наши дни, однако нам мало что известно об ее истоках и нюансах. Участница клуба «Российское фото» Мария Корнилова поведала нам об истории этого поразительного жанра, актуальности и месте в современном мире, а также о проблемах, с которыми сталкиваются церковные фотографы сегодня.
История церковной фотографии намного старше, чем мы можем себе представить. Если ссылаться на некоторых православных деятелей фотоискусства, то предвестницей церковной фотографии стала живопись. Кто-то считает, что данная ветвь фотографии берет начало с эпохи Возрождения, когда активно писались полотна по библейским сюжетам.
Но есть более интересные гипотезы возникновения церковной фотографии. Еще Владимир Гиляровский, известный всем как историк Москвы и ее быта, в своих очерках рассказывал об интересной моде среди обеспеченных москвичей. На венчания и чаще на крещения приглашался студент-художник, который в уголочке делал набросок происходящего торжества. Впоследствии он писал по эскизу памятную картину для семьи. Подобная традиция встречалась чаще на крещениях, поскольку священник приглашался на дом, и крестили детей в домовом храме. К сожалению, до наших дней такие эскизы и картины практически не дошли. По сути, именно этот вариант памятных зарисовок можно назвать прародительницей коммерческой церковной фотографии.
Конечно, в бытность Гиляровского уже существовала фотография, и в дальнейшем традиция трансформировалась в «фотосессию», если данную процедуру можно так назвать.
На стыке XIX и XX веков нам становится известно имя Сергея Прокудина-Горского, который внес значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Именно благодаря ему мы видим цветные фотографии России. В своей «Коллекции достопримечательностей Российской империи» Прокудин-Горский не только уделил внимание внешнему образу храмовых комплексов, но и сделал много кадров внутреннего убранства церквей.
Торжок. Иконостас церкви Тихвинской Божьей Матери (Старо-Вознесенской). 1910 год. Автор: С.М. Прокудин-Горский. В настоящее время церковь без былого убранства.
Церковь Ильи Пророка. «Крестный ход у церкви Ильи Пророка в Белозерске», Пасха 1917 г. Автор: А. А. Хохряков.
Как мы видим, церковная фотография — отнюдь не мода и прихоть современного общества. Надо сказать, что благодаря фотографам-документалистам военных лет мы можем видеть и литургии военных лет, и крестные ходы, и саму паству с их эмоциями и переживаниями. Наверняка прихожане тех тяжелых времен не могли понять, зачем фотографировать в святая святых, но эти кадры поистине уникальны и драгоценны для историков и просто православных людей.
Безусловно, фотография, какую мы видим сегодня, существенно отличается от той, о которой мы сейчас говорили. Последние 15 лет люди активно стали пользоваться услугами фотографов. Конечно, фотоателье были и в советский период, но в связи со сложностью процесса фотографировали только увлеченные личности или профессионалы.
Сейчас же в связи с упрощением получения фотоснимка фотоиндустрия разрослась до невероятных размеров. Фотография доступна, она входит в современный уклад жизни: запечатлевать все и вся — дань времени. Желание фиксировать все происходящее расширило поле фотографии. Таким образом, фотоотчет церковных таинств стал одним из обязательных в семейном фотоархиве простого обывателя. Некоторые родители хотят оставить Таинство таинством и не открывать невидимую пелену этого священнодействия. Однако многие, наоборот, хотят запечатлеть этот светлый день, и с каждым годом таких людей становится больше.
Как раз именно увеличение количества церковных съемок в свое время послужило для консолидации фотографов, которым интересна эта тема. Сначала люди общались на форумах и в «Живом Журнале», но впоследствии подобное общение переросло в профессиональные сообщества. Я, например, являюсь соорганизатором PhotoPravoslavie. Мы проводим фотовыставки, организуем различные активности, такие как фотоконкурсы и фотопремии.
Наша цель — популяризовать православие через фотографию, показывая красоту и разрушая стереотипы. Разговор с обывателем через призму фотографии — это сложный культурный и искусствоведческий процесс. Кто-то его не понимает, кому-то мерещится клерикализация современного общества, но большинство как фотографов, так и простых зрителей оценивают сложность жанра: умение соединить репортаж и увидеть художественность момента.
Актуальность направления не только в том, что фотография является наиболее распространенной формой коммуникации. Насколько можно свидетельствовать, церковная фотография переживает наивысший пик развития. Этот факт связан как с тенденцией документировать все в режиме нон-стоп, так и с расширением диалога церкви с социумом. Я говорю именно про конструктивный и интересный диалог, а не про все то, что попадает в сводки первых полос…
Еще 5–7 лет назад фотографировать церковную службу нужно было только в столичных исторических храмах. Сейчас практически в каждом приходе (даже в регионах) есть штатный церковный фотограф, который запечатлевает важные события прихода. Также почти у каждого прихода имеется сайт, именно там и появляются фотографии. Нередко Благочиние и Епархия просят фотоотчеты у настоятелей храмов, и из этих кадров формируется уже документальная сторона церковной фотографии, тоже интересная и своеобразная.
Среди духовенства достаточно много как известных фотографов, так и не очень. Самые узнаваемые — это протоирей Игорь Пчелинцев (член Союза журналистов России, фотограф журнала «Русское фото», член Королевского фотографического общества Великобритании), протоиерей Игорь Палкин, протоирей Андрей Рассанов, Владимир Эштокин — фоторедактор журнала «Фома».
Также сайт фотослужбы Патриарха — www.foto.patriarchia.ru — всегда радует и удивляет фоторепортажами.
Существуют различные фотоконкурсы, проводимые Благочиниями и даже Патриархией. Например, «Вера и Слово», «Святое и ценное», «Вера моя», «Образ мироносиц», «Вера Руси» и т. д.
Но несмотря на открытое взаимодействие с фотографией с благословения Патриарха, все равно встречаются сложности в нашей работе. Во-первых, старшее поколение тяжело воспринимает человека с камерой. Во-вторых, иногда бабушки в храмах даже при разрешении настоятеля ставят палки в колеса. В-третьих, есть психологические моменты (например, молящийся в слезах верующий), когда документировать больно. В-четвертых, иногда батюшки боятся скандалов и недолжного использования фотоинформации. Также духовенство иногда сетует, что при демонстрации интерьера храма злоумышленники могут воспользоваться данными и унести древние святыни. И такие истории не вымысел — я лично знаю два случая с хищением старинных икон.
В-пятых, воровство фотографий. К сожалению, как православные паблики, так и отдельные люди присваивают фотоизображения, не указывая авторов. При этом автор известен, может попросить удалить фото или указать авторство, но вор не реагирует.
В-шестых, нередко клиенты из-за суеверий не хотят, чтобы фотографии с их изображением выставляли в сеть, на выставках и конкурсах. Обычно творческие личности огорчаются.
В-седьмых, есть опасность превращения церковной фотографии в абсолютно коммерческую. Что это значит? Речь идет именно о вымирании творческого подхода — штамповка и халтура почему-то привлекают простых клиентов.
Более того, излишне коммерческие фотографы делают ставку на постановочный процесс, вырождая всю суть репортажа. Церковная съемка ценна отсутствием жеманства и кукольности. Как предотвратить превращение искусства в ремесло? Для меня это риторический вопрос.
Конечно, развитие церковной фотографии состоит не только из сложностей.
Радостно, что с каждым годом данная сторона жизни при содействии фотографии становится более доступна. И даже вчера бурчащие бабушки в храме сегодня улыбчиво дают просфору, не замечая объектива. Именно так рождается настоящая репортажная фотография, живая и ценная.
Об авторе
Мария Корнилова — семейный и церковный фотограф. Закончила философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. По первой профессии редактор, и именно журналистика привела Марию к фотографии. В дальнейшем получила образование по специальности «фотохудожник» в фотошколе «Фотограф» при ВГИКе. Имеет опыт в церковной фотографии почти 6 лет, автор более 500 храмовых съемок. Является лауреатом международных конкурсов, победителем православного конкурса «Свет Веры» (2017, 2018). Автор персональной фотовыставки «Духовная оптика» (г. Москва, галерея «Живая жизнь», сентябрь 2017 г.). Награждена неоднократно дипломами с отметкой FIAP (Международная федерация фотографического искусства). Регулярно публикуется на страницах различных групп и сообществ в социальных сетях и тематических СМИ. С 2018 г. Мария является соорганизатором интернет-сообщества «Фотоправославие».
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!