Что делает стрит-фотографию грандиозной



Один из самых известных британских стрит-фотографов, участник коллектива iN-Public, Дэвид Гибсон рассказывает об этике, практических вопросах, радостях и разочарованиях уличной фотографии.

Richard Koci Hernandez, Ханой, Вьетнам 2013
Что такое уличная фотография? Точное определение этого популярного жанра достаточно хитро, т.к. для разных людей она означает разные вещи. Даже само слово «уличная» вводит в заблуждение. Большинство утверждает, что термин не о том, выполнен ли кадр в городской среде, а о виде изображения и способе, которым вы его получили. Уличная фотография скорее об отношении, методах съемки и настроении.

Дэвид Гибсон в своей новой книге «100 Great Street Photographs» дает широкое определение: «Термин „Уличная фотография“ может быть применен к любым фотографиям, сделанным в общественном месте, с или без включения людей в кадр, которые получены естественным путем, а не при постановке. Уличная фотография реальна. Это обычная жизнь, которая заснята необычным образом».

Соответственно, его книга включает множество мест и предметов в 100 фотографиях — от улиц бедных районов до сельских и прибрежных сцен. Некоторые снимки — визуальная игра или зрительные уловки, которые большинство и связывает с уличной фотографией. Другие работы более таинственные и заставляют подумать.

Однако, есть то, что объединяет все эти фотографии. На всех запечатлены вещи, которые произошли естественно и спонтанно. Фотографу потребовались видение и скорость, чтобы их заснять. Дэвид полагает, что сама идея готовить кадры заранее полностью противоречит духу уличной фотографии.

«Для меня отсутствие постановки — принципиальный момент. В этом смысле я немного пурист. Меня трясет, когда я подозреваю фотографа, что он что-то подстроил. Я думаю, это халтура».

Shin Noguchi, Токио 2016

Фотографии, которые вдохновляют

Всего несколько фотографий, которые Дэвид отобрал для книги, были сделаны гуру стрит-фотографии навроде Мартина Парра или Алекса Уэбба. Основу книги составляют работы малоизвестных фотографов со всего мира. Не важно сделаны они на Leica или смартфон, главный критерий отбора — чтобы они вдохновляли Дэвида.

«Изображения в книге должны быть, в каком-то роде, выдающимися фотографиям. Но в то же время они должны затрагивать что-то внутри меня. Я выбрал те фотографии, которые будоражили мое воображение. Все они стимулируют и вдохновляют, а также заставляют задуматься».

Dan Szpara, Токио 2016

Одержимость

Дэвид оттачивает свои навыки фотографа с конца 80-х годов. Первоначально он вдохновлялся Картье-Брессоном. Но в последствии, с тех пор как он увлекся, им двигает собственный стимул.

«Я постоянно использую слово „Одержимость“. Я думаю, в ней вся суть. Если вы одержимы фотографией, то стараетесь понять и увидеть больше. Это подобно развитию мышц. Чем больше работаешь, тем лучше результат. Есть в этом своя правда».

Дэвид говорит, что предпочитает снимать в загруженном городском окружении. Он живет в Лондоне, поэтому для него это естественная среда. И хотя он ходит по одним и тем же местам из-за привычки, он говорит, что эти места скорее в его голове, нежели реальные места. На фотографиях Дэвида Гибсона виден наметанный глаз: форма, цвет, умные сопоставления, а также юмор в повседневном мире.

Для съемки Дэвид использует несколько камер: Nikkormat, Nikon FM2, Canon EOS 5D. А текущая его камера — FujiFilm X100T. «Я старомоден, когда дело доходит до выбора камеры. В том смысле, что мне обязательно нужно подносить ее к глазу.

Сейчас для молодежи единственная камера — камера смартфона. С трудом представляю как можно что-то сфотографировать, когда изображение на экране трясется. Но у смартфонов, конечно, есть преимущество. Никто не относится к вам серьезно. Все думают, что вы турист".

Дэвид уверен, что для фотографа важно продолжать раздвигать свои границы, пробовать новые приемы. «Мое главное беспокойство — самотиражирование. Конечно, за годы моя фотография изменилась. Стала более абстрактной. Это некая форма защиты от копирования клише. Бывает, что я полдня хожу с настройками выдержки в ¼ или 1/8 секунды».

Он полагает, что цифровые технологии, смартфоны и интернет изменили фотографию. «Трудно сказать точно, но за последние 10 лет власть сменилась. Как будто объединяются два мира — мир профессиональных фотографов и мир соц.медиа. И вот этот непрофессиональный мир навязывает свои вкусы. Думаю, что иногда более тонкие и сложные фотографии проиграют во внимании более простым снимкам.

Я обратил внимание на эту особенность со своими фотографиями. Есть несколько снимков, в которых я уверен, что они крутые. Но в интернете они не производят никакого впечатления. Когда как другие, более простые фотографии, которые мне кажутся менее хорошими, набирают кучу лайков".

Marcin Ryczek, Краков 2013

Практика

В отличие от других жанров, где изучены все способы и приемы, в уличной фотографии трудно дать какой-то определенный практический совет. Основное предложение Дэвида Гибсона — не становитесь одержимы «своей» фотографией.

«Будьте одержимы чужой фотографией. Тогда, возможно, чужое влияние просочится в ваши снимки. Есть крутой способ обучения — быть одержимым и впитывать фотографии великих».

Дэвид говорит, что люди должны стараться быть неудовлетворенными своими работами. «Вы всегда должны думать, что недостаточно хороши, всегда быть немного разочарованным. Разочаровываться здорово. По крайней мере, так я говорю себе».

Сейчас люди фотографируют себя в сотни раз больше, чем предыдущие поколения. При этом они против того, чтобы их фотографировали на улице. Это проблема для стрит-фотографов. Но Дэвид Гибсон считает, что если фотограф осторожен, то проблем не возникнет. «Стать невидимым — это первое, чему вы должны научиться. Если у вас постоянные конфликты при съемке, значит вы чем-то себя выдаете — поведением или языком тела.

Иногда лучше не делать фотографию, чем раскрыть себя. За 30 лет у меня было 4 конфликта. Однажды у меня случилась стычка с рабочими. Они начали наступать на меня, достали телефоны и стали фотографировать. «Ну как, нравится?» — говорили они. И они были правы".

Дэвид говорит, что важно продолжать снимать, даже если у вас плохое настроение. «Частичка моей тайны в том, что я снимаю очень много в поисках хорошего снимка. Даже когда на флешке абсолютный мусор и мне кажется, что я трачу время в пустую. Это чувство разочарования — часть уличной фотографии. Хочется постоянно делать «убийственные фото».

Иногда я удивляюсь, что волшебство до сих пор происходит. Когда я делаю удачный снимок, я думаю «Ничего себе, откуда это взялось»".

Избранные фотографии Дэвида Гибсона: Tavepong Pratoomwong

Tavepong Pratoomwon, Бангкок 2016
«Эта фотография тайского фотографа, которого чаще всего называют Понг, довольно сюрреалистична. Он стоял на стоянке для таксистов, пытаясь сфотографировать как один из таксистов закапывает себе капли в глаза. В это время второй таксист начал исполнять «лунную походку» в его сторону.

Это необычный уличный снимок. Когда вы смотрите на нее, вы думаете «Что, черт возьми тут происходит!» А если фотография удерживает ваше внимание, значит она работает".

Избранные фотографии Дэвида Гибсона: Alain Laboile

Alain Laboile
«Я думаю Алан — удивительный фотограф. Мне было сложно выбрать всего один снимок из его превосходных работ. Он плюет на все „золотые“ правила стрит-фотографии. Он не снимает в городе, он просто снимает свою семью на ферме во Франции. Можно сказать, что он не стрит-фотограф. Он скорее документирует жизнь своей семьи в традициях стрит-фотографии. Я думаю эта фотография феноменальна. Мне нравится как мальчик вписался в рамку, созданную брызгами».

P. S. Новую книгу Дэвида Гибсона «100 Great Street Photographs» вы можете заказать на Амазоне за 25 фунтов (1900 рублей).

Автор: David Clark
Источник: www.amateurphotographer.co.uk

Ответить

Ваш email не будет опубликован.