Как я стал стрит-фотографом. Косуке Кояма о мастер-классе Георгия Пинхасова



Существуют разные виды фотографии: например, портретная, пейзажная, фэшн, натюрморт, анималистика. Одной из таких разновидностей является уличная фотография (в Японии она называется Street Snaps — «уличные фотки»). Сейчас я работаю над проектом в стиле уличной фотографии, который называется Social Gesture.

В этой статье я расскажу, как познакомился с уличной фотографией и почему выбрал ее для своего проекта.

Токио, март 2015

Мастер-классы Magnum Photos в Токио в 2015 году

В марте 2015 года я принял участие в мастер-классе Георгия Пинхасова. Мастер-класс был организован в моей школе, и как студент-стипендиант я мог пойти в группу одного из легендарных фотографов: Брюса Гилдена, Якоба Ауэ Соболя и Георгия Пинхасова. Мой преподаватель спросил меня: «Чью группу ты выберешь, Косуке?»

В то время я учился на первом курсе в школе фотографии и был еще плохо знаком с «Магнумом» и творчеством фотографов этого агентства. Я начал читать о трех предложенных преподавателях и их проектах. Красивая и таинственная книга о родном Токио — Sightwalk Георгия Пинхасова — стала моей самой любимой. Я пошел в группу к Георгию, и это было судьбоносным решением.

«Волшебство» фотографии

Пятидневный мастер-класс состоялся в марте 2015 года в Токио. Первый день — знакомство. В моей группе оказалось восемь замечательных студентов со всего мира: из Японии, Тайваня, Кореи, Испании, Франции, Великобритании, США и России.

Как только мы перезнакомились, Георгий сказал: «Ну, что ж, идем на улицу, пора снимать». И мы вышли из аудитории на улицы Токио вместе с фотографом «Магнума», и так было с первого по пятый день, с утра и до глубокой ночи.

Мы были вместе всё время и снимали здешние колоритные улочки и современные бизнес-кварталы. Конечно, на мастер-классе студенты много фотографировали, но больше всех фотографировал Георгий. Он снимал на фотоаппарат Canon 5D Mark II с объективом 24−70. За время занятий мастер сделал тысячи фотографий.

Иногда нас удивлял стиль съемки нашего преподавателя: если его внимание что-то привлекало, он мог неожиданно остановиться или, наоборот, резко сорваться с места. Он снимал до тех пор, пока результат его полностью не устраивал. Студенты с интересом наблюдали за процессом, и ждали, пока учитель закончит съемку. После этого он всегда показывал, что у него получилось. И тогда мы удивлялись второй раз. Ведь это было настоящее волшебство!

Нередко мы делали небольшие перерывы и останавливались в кафе или закусочной. Георгий много рассказывал нам обо всем на свете, не только о фотографии. Он говорил о кино (и, конечно же, об Андрее Тарковском!), социальных проблемах, истории и философии. Мы узнали Георгия как человека и поняли, каково это — быть фотографом «Магнума». Эти разговоры для меня бесценны!

Что рассказывал учитель

Георгий поделился с нами множеством советов по съемке на улице.

  • Дай волю своей интуиции и доверься ей
  • Будь креативным. Всегда
  • Ни о чем не думай в процессе съемки
  • Снимай всегда и снимай всё, что видишь
  • Не бойся допустить ошибку
  • Снимай, как ребенок, но отбирай, как старик

Суть его фотографии —  люди и предметы на картинке должны приобретать различные художественные формы. Чтобы сотворить такое волшебство, Георгий советовал нам дать волю своей интуиции и довериться ей. И добавлял: «Ты можешь допустить ошибку и сделать неправильную фотографию. Но кто на самом деле знает, что такое — неправильная фотография? И кто знает, как выглядит правильная?» С другой стороны, на этапе отбора фотографий он всегда повторял: «Снимай, как ребенок, но отбирай, как старик».

«Ты можешь допустить ошибку и сделать неправильную фотографию. Но кто на самом деле знает, что такое — неправильная фотография? И кто знает, как выглядит правильная?» — Георгий Пинхасов

Георгий также дал нам несколько технических советов:

  • Использовать зум-объектив
  • Снимать в режиме «P», регулируя компенсацию экспозиции

«Необходимо установить режим Auto. На Canon это режим „Р“, на Nikon и Fujifilm он называется иначе. И затем регулировать экспозицию „плюсом-минусом“, то есть затемняя и высветляя. ISO тоже необходимо настроить на авторежим» — Георгий Пинхасов

С зум-объективами можно легко внести или убрать любой объект из кадра. Как фотографам нам следует подходить к фотографии творчески и добиваться хорошей композиции, чтобы форма была передана идеально. Георгий настоятельно рекомендовал нам использовать авторежим во время съемки. Не стоит заморачиваться по поводу фокусировки, выдержки или ISO. И конечно же, «P» означает «профессионал»! (шутка)

Я хочу процитировать вопрос, который перед началом занятий задал в нашей группе в Фейсбуке Ли Ехлин, один из студентов, по поводу подхода к работе над проектом. Ниже дан ответ Георгия.

Ли: Насколько важно сформулировать идею или концепцию перед/после съемки? Как Вы создаете один большой проект (книгу, выставку и пр.) из отдельных фотографий?

Георгий: Сейчас нам важно сосредоточиться на другом. Никаких идей, только рефлексы. Это даже не съемка, это рыбалка. И уже позже из улова вы сложите свой голландский натюрморт.

«Не следует преследовать конкретной цели во время съемки, нужно просто сесть в засаде, набраться терпения и ждать» — Георгий Пинхасов

В этом и заключается концепция. Она должна быть не началом процесса, а его завершением. Концепция появится так же неожиданно, как и сама фотография.

Задание — это лишь претекст, предыстория, с которой вы начинаете работу. Но перед самой съемкой вы должны забыть обо всем. Тогда вы можете пойти, куда не надо или не в ту сторону, и там обнаружите вещи, о существовании которых даже не догадывались. Не волнуйтесь, я не буду давать вам заданий. Мой опыт показывает, что чем более безответственно вы подойдете к процессу, тем лучше будет результат. Основная цель во время мастер-класса — забыть обо всех предрассудках и, самое главное, расслабиться. Вторая цель — это абстрагироваться от каких-либо концепций и идей и научиться понимать визуальную гармонию и чувствовать геометрию. Это не работа, а игра «Обрати всё в форму».

В 1894 году французский поэт Поль Валери сказал:

«Большинство людей гораздо чаще видит рассудком, нежели глазами. Вместо цветовых поверхностей они различают понятия. <…> И поскольку они начисто отвергают все, что лишено имени, число их восприятий оказывается наперед строго ограниченным».

Следует помнить, что мы должны много фотографировать, а затем выбросить большую часть снимков. Обычно мы делаем десять фотографий, из которых выбрасываем всего пару. Но результат будет более эффективным, если мы сделаем 100 фотографий и выбросим 99 из них.

Токио, март 2015

После мастер-класса

Позже одна из моих фотографий была удостоена награды на конкурсе стрит-фотографии I SHOT IT в 2016 году. В ней используется отражение — один из приемов, которому меня научил Георгий во время занятий.

После мастер-класса мы с несколькими студентами из группы вновь встретились в Токио. Прогуливаясь вдоль реки Мэгуро, мы снимали цветение сакуры и обсуждали, чему научились на занятиях. Один из студентов заметил, что теперь он всё время ищет отражения. Остальные и даже я согласились с ним. Тогда мы решили дать название этому феномену — «синдром Пинха», а себя полушутя-полусерьезно окрестили «людьми Пинха».

Мне кажется, что есть смысл подражать мастерам фотографии в самом начале. Но недолго — все-таки оригинальность основывается на нашем восприятии и опыте, а они у всех людей разные. Стоит подражать друг другу «просто так». Изучать классику и вкладывать в процесс что-то свое — именно такое сочетание даст необходимую химическую реакцию.

В Японии есть поговорка: «Краска индиго синее, чем растение индиго».

Во время мастер-класса я рьяно старался снимать и передвигаться так же, как Георгий, чтобы научиться стилю мастера. Но позже я перестал ему подражать. Я продолжаю снимать в Токио, но некоторые мои приемы уже не идентичны тем, что учил Георгий.

Токио, апрель 2015

Благодаря ему я стал стрит-фотографом

Георгий действительно изменил мои взгляды на жизнь и фотографию. Уверен, что такой мастер-класс стоит посетить, даже если придется заплатить за него 1 500 долларов. Фотограф должен тратить деньги не на технику, а на опыт. Читайте книги, ходите на выставки, обучайтесь на фотокурсах и посещайте мастер-классы. Я видел, как Георгий снимает, я мог задать ему любой вопрос, и я чувствовал, что нахожусь рядом с легендой.

Сейчас я в основном снимаю уличную фотографию. В этом стиле выполнен мой последний проект, его же я применяю и в обычной съемке. Дети ловят жучков, а я ловлю снимки на улице. Если бы не мастер-класс, я бы никогда не познал этой радости. Георгий подарил мне ее, и благодаря ему я стал стрит-фотографом.

«Я был рад получить эту статью от ученика, который тогда казался мне безнадежным. Сейчас же он достаточно хорошо описывает систему наших занятий. Косуке — японский студент, которого прикрепила к моей группе японская школа фотографии в рамках воркшопа, организованного „Магнумом“ в 2015 году. Он, бедный, сидел на занятиях молча, и, похоже, ему не хватало знания языка. И только в последний день во время прогулки, когда я взял его камеру и показал свои приемы, я наконец услышал долгожданное: „Аааа, всё понял!“ Я благодарен ему за это письмо, содержание которого оставляет мне надежду на продолжение нашей цепочки» — Георгий Пинхасов.

Автор статьи: Косуке Кояма

Источник: www.kosukekoyamaphotography.com

P. S. В данный момент заканчивается набор участников на мастер-класс Георгия Пинхасова, который состоится на о. Тенерифе 30 апреля — 6 мая 2017 г. Все вопросы можно задать мастеру напрямую в его профиле на Фейсбуке.

Один комментарий к “Как я стал стрит-фотографом. Косуке Кояма о мастер-классе Георгия Пинхасова

Ответить

Ваш email не будет опубликован.