Женский взгляд на стрит-фотографию

Многообразие в стрит-фотографии обсуждается давно. В частности не раз поднимался вопрос о том, что женщины-стритфотографы малозаметны в жанре, в основном представленном мужчинами. Для женщин, снимающих стрит, эта тема не нова. Однако даже между собой они не могут прийти к единому мнению, действительно ли женские стрит-проекты не столь видны по сравнению с работами их коллег противоположного пола, а если и так — что с этим делать. Double X это группа на Flickr, посвященная исключительно женскому стрит-фото. Это первая и единственная группа такого рода в данном сообществе. Мне представился шанс поговорить о женщинах и уличной фотографии с организаторами Double X.

www.observecollective.com

Почему вы посчитали нужным создать эту группу?

Шарлотта Рейнольдс: В основном это было сделано благодаря людям, которые задавались вопросом — где же все те женщины, которые снимают стрит? Я знала о существовании другой группы на Flickr, которая по сути стала форумом для стритфотографов-женщин, но ее контент был более общим, по сравнению с тем, что было интересно мне на тот момент.

Мы обсуждали эту тему с Диди (Didi S. Gilson) и я обратила внимание на нехватку пространства для демонстрации «женских» стрит-проектов. Мы подумали, что было бы полезно такой ресурс создать. У нас не было цели сделать дискуссию «гендерно эксклюзивной», мы просто хотели организовать некую площадку, где женщины могли бы озвучивать свои интересы  и формировали своего рода общий фонд работ женского стрита.

Мы начали с частной группы, которую так и назвали «Где все женщины, снимающие стрит?». Она постоянно росла. В какой-то момент было решено дать всем участникам права администраторов, чтобы группа и дальше продолжала увеличиваться, а все ее члены были равны.

.

Диди Гилсон: Обе группы на Flickr были целиком идеей Шарлотты. Я так рада, что она обсуждала ее со мной и позволила мне помогать в их раскрутке.

Женщины (включая нас с Шарлоттой) часто бывают достаточно замкнутыми и сдержанными для того, чтобы привлекать слишком много внимания к существующему неравенству, потому что опасаются, что их назовут плаксами или того хуже. Нам никогда не хотелось, чтобы нас принимали под давлением и для видимости, мы стремились, чтобы нашу работу заметили и оценили по существу за реальные заслуги.

Честно говоря, были женщины, которых мы приглашали, но они предпочли не присоединяться к группе, хотя признавали, что существующая маргинализация женского сообщества им не по душе. Им хотелось быть уверенными, что есть возможность быть частью более широкого дискурса, что их не будут воспринимать однобоко, только как часть некоего специфического гендерного бренда. Я полностью понимаю такую позицию, но все равно считаю, что не менее важно привлечь внимание и осветить деятельность многих этих женщин, хотя возможно сами они придерживаются другого мнения. Нам нужно иметь возможность показать примеры для подражания и их портфолио заинтересованным зрителям.

5228

И пока мы продолжали приглашать больше женщин, чем мужчин (разумеется, это были мужчины, которых мы уважаем и чувствуем взаимное уважение с их стороны) в открытую группу, было приятно видеть здоровую поддержку с другой стороны гендерного водораздела. В основном те ребята, которые снимают и любят стрит-фотографию, признают фотографов-женщин, относятся к ним как к равным, как к людям со схожими целями. Но все равно стоит обратить внимание на то, что женщины реже представлены и менее заметны в сообществе, чтобы изменить это любым разумным способом.

С помощью Double X мы надеялись сделать дискуссию более предметной и публичной, но пока, к сожалению, она не вышла на какой-то масштабный уровень. Но я все еще возвращаюсь к этой теме при случае и мы всегда поощряем стремление женщин присоединиться к нам. И хотя мужчины также могут присоединиться, однако их участие строго ограничено — они могут только просматривать работы в онлайн галерее. Мы приветствуем, если они готовы привнести в дискуссию что-то конструктивное и относящееся к делу.

То, что женщины хотят поддержать других креативных представительниц своего пола вызывает гордость, вдохновляет и вселяет надежду на действительно демократическое будущее. Не стоит воспринимать это как политическое заявление, хотя в данный, во многом решающий момент, возможно, это действительно так.  

5228

Довольно удивительно — вы считаете, что очень много фотографов-женщин внесли огромный вклад в историю фотографии (Хэлен Левитт, Вивиан Майер, Дайан Арбус, Мэри Эллен Марк), но при этом редко видите фотографов-женщин, вовлеченных в беседы о стрит-фото. Вы думаете, женщин в большей степени не замечают, нежели их коллег мужского пола?

Шарлотта: Возможно, от части. Тем не менее, я не верю, что так уже сложной найти женщин среди фотографов, художников, поэтов и т. д., если вы действительно ищете и вам это интересно. Когда только начинаешь исследовать такую среду как фотография, обычно скользишь по верху и в первую очередь смотришь только на признанных мастеров и популярные имена. Однако углубляясь в то, что действительно резонирует с твоим мироощущением, ты можешь выйти на тропу, которая приведет к менее известным или раскрученным авторам (того и другого пола), но вдохновляющим тебя по-настоящему.

Крис Мокси: Хотела бы я иметь ответ на этот вопрос. Я не считаю, что стрит-фото — это мужская сфера, но культ уличной фотографии действительно преобладает у мужчин. Когда я впервые начала заниматься стритом — 11 лет назад — в принципе было меньше фотографов обоих полов, чем сейчас. И тогда женщины тоже были в меньшинстве, но вероятно, потому что круг был более узким, мы были заметнее. Конечно, я могу говорить только о своих ощущениях в пределах Лондона — и как участница Flickr — поскольку присутствовала там. А в последнее время я замечаю на улицах гораздо больше фотографов, и это точно не туристы.

Диди: Женщины редко заявляют о себе сами. В нас как-то укоренилось ожидание того, что кто-то другой встанет на защиту нашей работы. Принято считать, что «настоящие женщины» никогда не должны быть чересчур сильными, слишком резкими или чрезмерно уверенными. Это верный путь одернуть нас. Ведь гораздо легче, например, быть няней и заниматься своими проектами в свое свободное время когда захочется, но при этом без всякого расчета на то, что весь остальной мир заметить, что ты пытаешься выразить или достичь в жизни. Конечно, в последней фразе звучит довольно жесткий сарказм. Но я не хочу читать об очередной будущей Вивиан Майерс, которая сейчас работает, а мы не увидим ее шедевров до тех пор, пока какие-нибудь парни не поднимут вверх большой палец в знак одобрения (и одновременно не сделают карьеру благодаря своему открытию).

Untitled

Вы полагаете, что продвигать женскую стрит-фотографию — это важно. Но с вашей точки зрения, стоит ли пиарить женские работы только из-за их гендерной принадлежности? Например, составляя списки «лучших женских стрит-фотографов», вы включаете в них авторов только по признаку пола, а не из-за их реальных достижений в стрит-съемке?

Шарлотта: Подобные списки обычно не имеют для меня большого значения, за исключением тех, что публикуют люди, которые меня вдохновляют и которые, я верю, действительно продемонстрируют мне что-то новое. У меня есть собственный, субъективный, топ-лист.

Я не согласна с тем, что чьи-либо работы стоит включать в тот или иной перечень ради круглой цифры, проекты фотографов должны быть ценны сами по себе, их не стоит судить исходя из пола, расы, религии или еще чего-то.

Крис: Я согласна с Шарлоттой. Любые «списки лучших» субъективны. Лично я хотела бы чтобы меня продвигали не потому что я женщина, а потому что кому-то действительно нравится, то что я делаю.

Untitled

Но все же стоит признать — стрит-фотография пока напоминает этакий клуб для мальчиков. Мне не раз приходилось вступать в жесткую дискуссию с некоторыми парнями, и вряд ли они были бы со мной так же грубы, если бы я была мужчиной. Но я не считаю нужным педалировать эту тему, порождая тем самым менталитет жертвы.

Диди: Я тоже не составляю такие топ-листы. В них сознательно кого-то добавляют или, наоборот, оставляют за рамками, поэтому я не следую этому повальному увлечению. Но мне, например, нравится проект Кэйси Мэшбешер — она с готовностью включает фотографов, о которых узнает, в свой онлайн список. Это не топ-лист самых-самых, это скорее что-то познавательное, развивающее. Она знакомит с новыми авторами всех, кто желает глубже погрузиться в стрит-фото, уделяя внимание самим работам, вместо того, чтобы разжевывать свое личное мнение или предаваться оценочным суждениям. При этом многие из тех снимков, которые Кэйси с таким усердием отбирает, не являются моими любимым у этих авторов-женщин. Но я искренне аплодирую тому, что она нам дала, потому что это ценный ресурс, где есть и ссылки, и сами снимки.

Untitled

С тех пор как, я перестала жить в большом городе, где библиотеки, музеи и галереи легкодоступны, я собрала дома большую коллекцию книг на тему стрита, посвященную моей любви к непостановочной фотографии. В ней есть Ширли Бэйкер, Зое Штраус, Джилл Фридман, Лорен Гринфилд, Мэри Эллен Марк, а также Диана Арбус, Беренис Эббот, Сильвия Плахи, Нэн Голдин и другие. Я покупаю книги женских авторов, которые занимаются не только стритом, но и пробуют себя в разных проектах, связанных с фотосъемкой. Это, например, Дайанита Сингх, Грасиэла Итурбид, Ринеке Дейкстра, Тина Модотти, Лизетта Модел, Ли Миллер, Доротея Ланж, Имоджен Каннингем, Алин Смитсон, Эмма Филипс, Рената Аллер, Сиг Харви, Ребекка Норрис Уэбб, Рэйчел Сассмэн, Элисон Дэвис, Кейлинн Девеней, Фэй Гудвин,  Луиза Лоулер, Пола Маккартни (не путать с Линдой Маккартни) и особенно Салли Манн.

Как вы думаете, могут ли женщины не отсылать свои работы на рассмотрение сообществам, чтобы к ним присоединиться? Было бы любопытно обнаружить статистику — например, сколько женщин отправляли свои снимки в InPublic и/или BME и сколько из них получили отказ?

Диди: Женщины и правда предпочитают заявлять о себе сразу нескольким сообществам вместо того, чтобы ждать от приглашения от какого-либо коллектива фотографов. Возможно, мы просто слишком вежливы, не хотим быть навязчивыми или же отвергнутыми? Сама я предпочитаю просто снимать, а не корпеть над тем, чтобы сформулировать всеобъемлющее заявление о себе как о художнике.

Spine Thirsk

Если бы вам все же пришлось назвать 15 современных стрит-фотографов, кого бы из женщин вы бы в него включили, не считая Хелен Левитт, Вивиан Майер или кого-то из фотографов Магнума?

Шарлотта: Вот лишь несколько авторов, обладающих определенным бэкграундом в стрит-съемке и в разной степени — в документальной фотографии: Ребекка Норрис Уэбб, Найели Круз, Элисон Макколи, Никола Майлз, Лэсли Энн Эрколано, Синтия Вуд, Тамара Вонински, Йинг Танг, Ксения Цыкунова, Аниа Вулуди, Кейт Кирквуд, Лаура Родари, Дэб Бонней, Симон Фишер, Мисси Принс, Сильвия Хагг де Креспин, Рафаэлла Розелла, Людмилла Мораиш, Мишель Гроскопф, Даниэль Хафтон, Регина ван дер Клоет, Бенедетта Фалуджи, Галия Назарьянтс, Нарель Отио, Дайада, Мария Каппату, Сония Каролина, Виолет Каши

Крис: Я бы все-таки назвала представителей обоих полов: Джина Марагудаки, Виолет Каши, Дэвид Соломонс, Ванесса Виншип, Густаво Гомес, Ларри Халлегуа, Питер Кул, Фред Херцог, Сири Томпсон, Грасиэла Маньяни, Даниэль Хафтон, Илья Штуца и Маркета Лускакова

`

*

Untitled

Вы можете посмотреть работы женщин, снимающих стрит, в the Double X Flickr Group
Charlotte Reynolds
Chris Moxey
Didi S. Gilson

Автор: Сири Томпсон

Источник: petapixel.com

Ответить

Ваш email не будет опубликован.