Интервью

Интервью с Юлией Родниной

Интервью с Юлией Родниной

31 марта в рамках Фестиваля уличной фотографии 2015 в Центре фотографии им. братьев Люмьер на Красном октябре состоялось открытие выставки работ коллектива уличных фотографов ULICA. Редакция EverybodyStreet побывала на открытии и поговорила с одним из участников коллектива фотографом Юлией Родниной.

Открытие выставки прошло скромно и по-семейному. Объявление о том, что вход на выставку бесплатный только в день открытия не привлекло в центр толпы людей, желающих удовлетворить свою тягу к прекрасному, впрочем Уинн Баллок, чьи работы выставлялись по соседству в Большом зале также не мог похвастаться аншлагом.

Все, кто очень хотел прийти — пришли. О фотографиях писать бессмысленно, их нужно смотреть, причем сделать это можно до 12 апреля. После открытия, на котором Юля Роднина, к слову, единственный участник коллектива, присутствовавший на выставке, поблагодарила всех собравшихся, мы задали ей несколько вопросов и поближе познакомились с ULICA.

Интервью с Юлией Родниной

Юля, когда ты начала снимать?

Я начала снимать давно. У меня была очень крутая камера. Крутая не в смысле дорогая. Такие камеры, кажется, начали выпускать в 1959 году. Это, естественно, была пленочная камера со съемной пентапризмой, называлась Canonflex R2000. Это вещь! Она у меня сейчас лежит дома, я ей не пользуюсь, потому что она требует ремонта.

Сколько тебе было лет?

Я заканчивала институт, лет 20 наверное. Потом я на какое-то время перестала снимать и вновь вернулась к фотографии, когда у меня появилась «цифра». Я ленивая. Но дело не только в этом, на самом деле снимать на пленку — это очень дорого. Сейчас еще дороже. Нужно сканировать пленку, а качественное сканирование — очень дорогое, поэтому это стало проблемой. Вот поэтому я люблю легкость «цифры».

А когда появилось понимание, что тебя интересует определенный жанр фотографии?

А меня по-прежнему не интересует определенный жанр фотографии. Я не ставила перед собой цель найти свой жанр. Это, конечно, неплохая цель, все двигаются к тому, чтобы найти себя. Просто все, что ты снимаешь, что читаешь, какое кино смотришь — все это начинает складываться в какую-то определенную картину того, как ты в итоге делаешь свою работу.

Интервью с Юлией Родниной

Фото: Юлия Роднина

Для стрит-фотографии характерно такое явление, как объединение в коллективы. И мы сегодня присутствуем на вашей коллективной выставке. Расскажи, зачем вообще объединяться и как рождаются эти коллективы, в частности коллектив ULICA.

Это, кстати, очень хороший вопрос. Я в коллектив ULICA вступила только в январе. До этого я их, конечно, знала, ведь мы с Сашей Рудаковым и ULICA делали первый выпуск журнала «Oh!Sheet». А в прошлом году я успела посостоять в коллективе Momentum, куда входят Миша Палинчак, Кирилл Котов, Анастасия Кичигина и другие, человек 11 было вместе со мной. Но в итоге я ушла. Действительно важно задавать себе вопрос: зачем объединяться в коллективы? Если вопрос возникает, но на него не находится ответа, выходит, что незачем. Вообще, коллективом проще двигаться, проще делать выставки, проще пиарить свою фотографию, но мало состоять в коллективе только ради этого. Когда меня позвали в ULICA, у меня появилось какое-то общее понимание того, какой должна быть фотография, и что мы хотим снимать. Я смотрю на этих ребят, которых я достаточно давно знаю как фотографов, и я понимаю зачем мы группа. Хотя, это не отменяет того, что мы все сами по себе фотографы, снимающие что-то свое. Мы не работаем на ULICA, как на проект, который мы делаем под общим авторством. Каждый сам по себе.

Еще:  Ошеломляющие уличные фотографии Гарета Брегдона

Есть ли внутри коллектива какая-то организация? Есть ли своя иерархия?

Какой-то особенной организации у нас нет. Что касается иерархии, то группа была образована Мишей Педаном в конце 2012 года, так что можно считать его лидером. А в остальном все абсолютно демократично.

То есть у вас не встает никогда вопрос о том, какие фотографии включать в портфолио коллектива, а какие нет? Ведь вы же этими фотографиями формируете свое лицо.

Когда мы вешаем их на сайт, каждый решает сам за себя, что выкладывать, а что нет. И как раз тут срабатывает тот факт, что все эти люди неслучайно собрались вместе. Мы можем доверять друг другу, при этом нет никакого выпадания или ощущения, что чьи-то фотографии совершенно про другое. Мы не выставляем на суд пачку фотографий, не решаем, что вешать, а что нет — такого у нас никогда не бывает. Ведь важно еще показывать именно то, что сам автор хочет показывать. Кураторские проекты — это хорошо, но это отдельная тема, а вот авторское мнение все же главное.

Коллектив ULICA был создан Мишей Педаном и несмотря на то, что ты присоединилась к коллективу позже, чем остальные, ты наверняка знаешь, как он образовался. С чего все началось?

Миша Педан в принципе очень активный человек, он очень много общается, у него много учеников и, наверное, остальных членов коллектива можно считать его учениками, тем более, что они все, кроме Дмитрия Орлова, из Украины. Мишу можно назвать организатором Украинской фотографической альтернативы — огромной организации, в которой сейчас уже много фотографов и при том очень качественных. Это не группа фотографов, которые объединяются по какой-то узкой теме, это широкое сообщество. Ну, и, может быть, в какой-то момент Мише захотелось сделать коллектив по теме, близкой конкретно ему. Лучше, конечно, спросить у него. Еще Миша, как мне кажется, очень хорошо относится к молодой фотографии. У него нет такого, что «раньше трава была зеленее». Он наоборот очень живо и позитивно воспринимает молодую фотографию.

Еще:  Интервью с создателем блога Petrograd. Daily
Интервью с Юлией Родниной

Фото: Миша Педан

Интервью с Юлией Родниной

Фото: Дмитрий Орлов

А ваш коллектив открыт для новых участников?

Ну, судя по тому, что меня взяли, видимо, коллектив может расширяться, но он не стремится к этому. В этом ведь тоже должен быть какой-то смысл, зачем просто наращивать? Мы же не группа на Flickr, где просто собираются единомышленники. Мы — коллектив, а коллектив должен иметь свои рамки, иначе в нем невозможно будет существовать, невозможно будет договориться между собой.

Есть мнение, что сейчас вместе с развитием мобильной фотографии и таких сервисов, как Instagram, стрит-фотография выходит в массы, становится мейнстримом. Ты как к этому относишься?

Ну, это началось еще раньше. Просто с появлением и развитием цифровых фотографий все стало более доступно, а мобильники и инстаграм — это все последствия этого развития. Спокойно отношусь к этому. Тот, кто может и хочет делать что-то интересное, он это сделает и покажет. Другое дело, что сейчас так много информации в интернете, что уже сложнее становится в ней найти что-то. Я не думаю, что это плохо и не отношусь к тому типу людей, которые ругаются, мол «вот, ходят все с камерами и мобилами…». Да у нас даже на выставке блок из шести маленьких фотографий Юры Салабая, которые потому-то и маленькие, что сняты на мобильный телефон. И шикарные фотографии! Я думаю, что не нужно себя ограничивать какой-то техникой. Конечно здорово, когда ты можешь снимать на какой-нибудь средний формат и потом напечатать эту фотографию огромного размера. Крашеница вообще снимает на видеорегистратор и прекрасно. В этом есть и свой стиль, и свое обаяние.

Интервью с Юлией Родниной

Фото: Юрий Салабай

Интервью с Юлией Родниной

Фото: Мария Войнова

Как у тебя рождаются фото проекты? Ты придумываешь идею заранее или мысль приходит уже на основе отснятого материала?

Я не могу сказать, что я снимаю проекты. Просто я заметила, что в какой-то момент, когда много снимаешь, то начинаешь обращать внимание на какие-то вещи, которые тебе важны, ловишь свои чувства. Получается, что проект — это вообще все, что ты снимаешь, все это один большой проект. Можно, конечно, загнать это в какие-то рамки, обозвать умными словами, но я не любитель так делать, при этом я знаю, как создаются проекты, но это не мое, не хочу заставлять себя делать это. Хотя проекты в стрит-фотографии сейчас идут лучше. Правда, я бы отделяла то, что сейчас называют стрит-фотографией от того, что снимаю я. Чаще всего под стрит-фотографией подразумевают какие-то определенные приемы, игру теней, мимолетные моменты. Я снимаю немного в другом стиле, мне, честно говоря, все это немножко приелось, слишком большой поток таких фото. Ты уже не отличаешь друг от друга эти штампы, все снимают и снимают эти лучи света в переходе. Можно создать сообщество одного луча света на Flickr и там будут миллионы таких фотографий. И зачем это?

Еще:  Встречайте начинающего стрит-фотографа, покоряющего Китай

А ты согласна с тем, что одиночные фотографии сейчас могут делать многие, а объединять фотографии в проекты — это уже требует определенного мастерства?

Я не могу сказать, что проект — это работа, а одиночная фотография — нет. Это просто разный ход мыслей, поэтому это нельзя сравнивать. Бывает смотришь на фотографию и видишь, что к ней не нужно придумывать проект, а бывает смотришь на проект и видишь в нем фотографию, которая говорит за всю серию в целом. Сейчас просто есть тренд на эти проекты, кураторы хотят видеть проекты, в школах учат делать проекты. Это, к сожалению, просто данность. К сожалению — не в том смысле, что я против проектов, ведь есть такие, которые мне очень нравятся, я просто против того, что все должны их снимать. Никто никому ничего не должен, хорошо, когда есть разнообразие.

У ULICA есть какая-то особенность, которая выделяет коллектив на фоне других подобных коллективов?

Наверное одним словом не сказать, но я совершенно точно чувствую, чем наш коллектив отличается от других. Все они начинали в основном с уличных сцен, с жанровой фотографии, но потом отбросили какой-то смысл и осталась вся эта форма, тени, руки, ноги, головы, собаки. В нашем коллективе этого нет. Я не берусь возвышать нас над всеми. Это сложно выразить словами, но если составить визуальный ряд из фотографий всех коллективов, то наш совершенно точно будет отличаться по стилю. У нас и название — ULICA, которое с одной стороны и звучит, как улица, но в то же время не привязывает конкретно к стрит-фотографии. ULICA — это все, что снято на улице. С одной стороны название очень общее, с другой — очень точное. Оно не обязывает нас быть в рамках, когда все ругаются, мол если нет человека, то это не стрит. Мы свободны и мне эта свобода очень нравится.

Интервью с Юлией Родниной

Фото: Валентин Бо

Какие у коллектива планы на ближайшую перспективу?

Каких-то конкретных планов нет. Все очень стихийно, да и сама эта выставка была спланирована 2 месяца назад во время подготовки к Фестивалю уличной фотографии.

Ну, и напоследок дай совет. Вот много где пишут о том, каким должен быть настоящий стрит фотограф, дают рекомендации как, чем, что снимать. А каким, по твоему мнению, уличный фотограф точно быть не должен?

Может быть это прозвучит очень нагло, но мне кажется, что он не должен слушать все эти советы. Каждый должен быть собой.

Интервью с Юлией Родниной

Интервью с Юлией РоднинойИнтервью с Юлией Родниной

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты