Как известные стрит-фотографы преодолевают страх съемки на улице (Часть 3)



Автор: Julius Motal

Уличная фотография — непростое занятие. Сама идея нацелить камеру на неподконтрольную ситуацию, в которой может произойти все, что угодно и каждая сцена неповторима, может показаться пугающей, и это вполне понятно. Нам кажется, что будет полезным узнать об опыте нескольких известных уличных фотографов на эту тему.

Eric Kim

Я думаю, что стрит-фотография является одним из самых пугающих и сложных жанров в фотографии. За многое приходится переживать, когда дело доходит до уличной фотографии. Нужно преодолевать страх перед съемкой незнакомых людей, беспокоиться о том, что они могут наорать на вас, угрожать вам физической расправой или даже вызвать полицию.

Я снимаю стрит почти 8 лет (начал в 18, а сейчас мне 26), и за эти годы я стал более уверенным. Но не поймите меня неправильно: страх во время съемки присутствует до сих пор. И я рад, что он есть. Это означает, что я живой человек, ведь если бы в нас полностью отсутствовал страх, мы не были бы людьми.

Кроме того, я понял, что это даже полезно — испытывать страх, когда речь заходит о стрит-фотографии. Почему?

Вот, что я заметил: всякий раз, когда я боюсь фотографировать на улице, означает, что я просто обязан сделать снимок.

Что я этим хочу сказать?
Если вы видите классный момент или интересного персонажа, и ваше чутье подсказывает, что надо сделать снимок (но страшно) — это ваш мозг говорит вам: «Я знаю, что ты боишься делать фото, но тебе надо его сделать, потому что в этом моменте есть что-то интересное и захватывающее». Но как преодолеть этот страх?

Я искренне считаю, что в стрит-фотографии 80% психологии (обдумывание, преодоление страха перед съемкой и преодоление сомнений) и лишь 20% самой съемки. Я думаю, что сама съемка — относительно несложный процесс, вся сложность — в преодолении страха.

Вот комплекс мер, которые я выработал для борьбы со страхом:

1. Определитесь со своими страхами

Прежде всего спросите себя: чего я боюсь?

Среди возможных ответов могут быть:

— боязнь физической расправы (разбитая камера, разбитое лицо и т. д.)
— боязнь общественного осуждения (люди могут подумать, что вы странный тип, ваши друзья могут отрицательно относиться к вашему занятию стрит-фотографией, вы можете расстроить людей вторжением в их личное пространство)
— боязнь не получить хороший снимок (будучи перфекционистом, вы опасаетесь, что снимок не получится идеальным)

Думаю, что, зная свои страхи, можно более рационально их преодолевать, когда вы снимаете на улице.

Например:

Боязнь физической расправы

Я, честно говоря, не слышал ни об одном уличном фотографе, который бы погиб, снимая стрит. Какой бы страшной ни была стрит фотография — это все же не военная фотография. Вам не приходится в прямом смысле подвергать свою жизнь опасности, снимая на линии огня. Никогда не слышал историю о фотографе, которого бы ударили просто за то, что он снимал прохожих на улице. Лично у меня было 1−2 физических контакта за последние 8 лет. Меня один или два раза толкнули и один раз попытались выдернуть камеру из рук. Но это был неуравновешенный тип. Я за последние 8 лет чаще попадал в аварии, чем конфликтовал с кем-то на улице. Однако, согласно моей статистике, на каждые 100 снимков есть 1−2 негативные реакции (и то, люди больше кричат или возмущаются, но никак не прибегают к насилию).

Также помните, что ваше законное право — снимать людей в общественном месте. И если все же кто-то на вас нападет — это его косяк, формально вы можете с ним судиться. Так что, если вас кто-то тронет — выигрывайте суд и покупайте новую Leica. Все счастливы. Нет, ну серьезно, не бойтесь так сильно физической расправы в уличной фотографии. Редко вообще до этого доходит, большинство людей не любят доводить дело до драки. Люди много фигни говорят на словах, но очень редко пускают в ход кулаки.

Боязнь общественного осуждения

Это то, что нужно просто принять, если вы занимаетесь стрит фотографией. Люди будут осуждать вас, так как это идет в разрез с общепринятыми нормами — фотографировать незнакомых людей без их согласия.

И что с того? Кому какое дело? Если вас называют «псих какой-то», вам не пофиг? Да я лучше буду жить так, как мне хочется и буду честным с собой, делая то, что я люблю и чем увлечен, не беспокоясь что подумают обо мне другие. И, кроме того, поймите, что вы, как уличный фотограф, делаете хорошее дело для общества. Вы документируете мир вокруг, документируете историю и видите красоту в обыденности. Так что если кто-то осудит вас за съемку незнакомых людей, просто улыбнитесь и не принимайте близко к сердцу.

Боязнь не получить хороший снимок

Я знаю многих стрит-фотографов, являющихся перфекционистами и причина, по которой они сомневаются: снимать или не снимать заключается в их боязни сделать плохой кадр.

Поэтому лучший способ преодолеть этот страх — не париться сильно из-за этого. Не стоит ожидать, что каждая карточка, снятая вами должна быть шедевром. Доверьтесь интуиции. Если вы видите что-то, что кажется вам интересным, не раздумывайте — просто снимайте. Вы не снимете шедевр за раз. Много хороших снимков «делаются» на этапе отбора. Большинство стрит-фотографов, с кем я говорил (которые сейчас на вершине своей карьеры) делают 1 хорошую стрит-фотографию в месяц и 1 отличную в год. Если у вас так же, то вы на верном пути. Задумайтесь еще раз, насколько трудна стрит-фотография.

2. Начните спрашивать разрешение

Я думаю, что один из лучших способов преодолеть страх съемки на улице — это спросить разрешение. Просто потому что вы спросили разрешение на съемку вовсе не означает, что это не стрит-фотография. Лучшие стрит-фотографии обычно сняты в естественной обстановке, но я так же встречал прекрасные примеры фотографий, которые были сняты с разрешения (прямого или косвенного). Для примера, взгляните на снимки Дианы Арбус, Вивьен Майер или Вильяма Кляйна. В качестве эксперимента вы можете поступить так: увидев интересного персонажа на улице, подойдите и скажите: «Извините, меня зовут (ваше имя), и я учусь на фотографа. Мне кажется, вы очень интересно выглядите, потому что (а, б, в), и я бы хотел вас сфотографировать. Вы не возражаете, если я сделаю ваш портрет?»

Это отличная схема, потому что представляясь и рассказывая, что вы студент фотошколы, вы моментально обезоруживаете людей. И вы даже не врете: все мы студенты в фотографии (мы постоянно учимся). Более того, обозначая что именно вас заинтересовало в человеке, вы даете ему возможность лучше осознать, почему вы хотите его снять и каковы ваши мотивы. Это дает понять, что вы не какой-то придурок, извращенец или полицейский шпион.

Кстати, обратите внимание, что выше я написал фразу «сделаю ваш портрет» (в оригинальной статье — «make a photo») вместо «снять вас» (в оригинальной статье — «take a photo»). Я сделал это намеренно. Дело в том, что между фразами «сделать портрет» и «снять» есть разница.* «Снять фото» — это как отнять частичку души, в то время как «сделать портрет» — процесс более творческий и взаимный. В Америке мы не говорим «сделать портрет» (в то время как большинство европейцев говорят именно так) и многие смущаются, когда слышат такую фразу. Но это звучит более интригующе и профессионально.

* Прим. перев. — в английском языке фразы «to take a photo» и «to make a photo» имеют разную стилистическую окраску, обусловленную различиями в значении глаголов «to take» и «to make». Дословный перевод «to take a photo» — получить фотографию, взять фотографию, в то время как «to make a photo» — создать фотографию, сделать фотографию.

На занятиях по стрит-фотографии, которые я веду, я даю студентам задание под названием «5 да и 5 нет», задача которого в том, чтобы те преодолели страх отказа, подходя к незнакомым людям и получая 5 согласий и 5 отказов на просьбу о съемке. Я думаю один из самых больших страхов в съемке — это боязнь получить отказ, а не сам отказ. Поэтому, если вы научитесь спокойно относиться к отказам, вы станете менее уязвимы и завоюете больше доверия.

Теперь, когда я вижу какого-то интересного человека, которого я хочу попросить сфотографироваться, я думаю про себя: «Самое плохое, что может случиться — это отказ». Так что если вы боитесь кого-то снимать, боитесь разозлить или расстроить кого-то, начните приобретать уверенность в себе спрашивая разрешение.

3. Представьте, что они хотят, чтобы их сфотографировали

Я знаю кучу стрит-фотографов, которые ненавидят, когда снимают их самих, и они проецируют это убеждение на остальной мир, думая, что остальным это тоже не нравится. Но, мне кажется, это не совсем так, потому что есть люди, которым фотографироваться нравится. Например, лично я люблю фотографироваться. И я сознательно убеждаю себя в том, что и всем остальным это тоже нравится. Это, конечно, не аргумент, но я считаю, что отношение, которое я проецирую на мир становится реальностью. Так как я считаю, что все любят фотографироваться, я фотографирую незнакомцев с улыбкой на лице (не ухмылкой) и делаю это искренне и с любовью. И тогда люди, в основном, очень положительно реагируют на меня, а я стараюсь всегда говорить им «спасибо» после того, как их снял (откровенно и без всяких разрешений). Так, для сведения, я снимаю около 80% своих снимков без разрешения и 20% спрашивая.

В любом случае, если у вас будет позитивный взгляд на мир и хорошее отношение к незнакомцам (предположим, что все люди хорошие и дружелюбные), люди будут реагировать точно так же. Если вы будете думать, что никто не любит фотографироваться и будете беситься, то и люди будут вести себя так же и реагировать негативно.

4. Улыбнитесь и скажите спасибо

Один из лучших способов преодолеть страх съемки на улице (и избегать конфликтов) — это просто улыбаться.

Улыбка — это одна из самых заразительных человеческих эмоций. Если вы кому-то улыбнетесь, то в 99% случаев получите ответную улыбку (попробуйте на незнакомце, уверяю вас).

В психологии было много исследований, посвященных «зеркальным нейронам», благодаря которым мы копируем действия других, направленные на нас. Так, например, есть психологическая закономерность, что если кто-то улыбается нам, мы инстинктивно улыбаемся в ответ.

Правда, я знаю много людей, которые скажут: «Ага, конечно, ты можешь улыбаться где-нибудь в Америке, или городе N, но только не в моей стране или городе». Думаю, это не так, потому что я считаю, что все люди скорее похожи друг на друга, чем отличаются. Конечно, у нас разные культурные нормы, но наша природа (относительно позитивной реакции на улыбку) превыше всех этих норм.

Я так же знаю, что многие с подозрением относятся к стрит-фотографам, которые снимают людей без спросу и задаются вопросами типа: «Зачем этот парень меня сфотографировал? Что он будет делать с моей фотографией?». Улыбаясь и говоря «спасибо» после того, как вы сняли кого-то, вы сразу сигнализируете им, что вы не враг или человек, который замышляет что-то нехорошее, а скорее безобидный парень, которому можно доверять.

Сейчас, даже когда я не снимаю на улице, я стараюсь улыбнуться, помахать рукой и поздороваться с незнакомыми людьми. Я понял, что это помогает мне обрести уверенность в уличной съемке, и я очень ценю эти мимолетные беседы, которые у меня случаются с незнакомцами. Даже когда образуется неловкое молчание между мной и посторонним человеком (когда я в лифте, в очереди, и т. д.), я всегда стараюсь растопить лёд и сказать что-то вроде: «Как ваш день?». Верите или нет, но большинство людей открываются и вполне рады завести разговор.

5. Не снимайте «от бедра».

Я вам дам один практический совет по преодолению страха съемки уличной фотографии — не снимайте «от бедра» (скрытая съемка с уровня талии, не глядя в видоискатель).

Раньше, когда я только начинал снимать стрит, я часто пользовался съемкой «от бедра», но с тех пор я это не практикую. Почему? Я понял, что съемка «от бедра» подрывает мою уверенность как стрит-фотографа.

Кроме того, я думаю, что снимать «от бедра» — подло, и если вас застукают за этим, то люди будут злиться даже сильнее, чем если бы вы снимали их честно и открыто через видоискатель. Так что снимайте честно, открыто и не скрывайте этого. В конце концов, вы не делаете ничего плохого.

6. Используйте позитивную психологию

Знаю, это звучит глупо и попсово, но практика позитивного мышления действительно перестраивает ваш мозг и помогает укрепить уверенность в стрит-фотографии.

Каждый раз, выходя снимать, я говорю себе: «Я делаю хорошее дело, снимая стрит. Я уверен в себе. Это отличный день. Я не боюсь. Я не буду стесняться снимать на улице». Прокручивая эти мысли в своей голове, мои действия начинают соответствовать им. Мысля в положительном ключе, я действительно становлюсь более позитивным и уверенным в себе физически и морально.

Преодоление страха съемки на улице — это одна из труднейших задач. Она отнимает уйму времени, и даже после восьми лет съемки я все равно испытываю страх. Но это не тот страх, который надо избегать — это ваш помощник. Это то, что напоминает тебе, что ты живой человек, и что ты хочешь снять определенную фотографию.

В конечном счете, когда у меня возникает это чувство беспокойства в области живота, когда я хочу сделать снимок, я особо не думаю, а просто спускаю затвор камеры. Не надо обдумывать и анализировать ситуацию, страшно — жми.

Итак, когда вы на улице, снимайте открыто, честно и всегда носите широченную улыбку на лице. Без ученья нет уменья, и чем больше вы выходите снимать, тем увереннее вы становитесь.

Один комментарий к “Как известные стрит-фотографы преодолевают страх съемки на улице (Часть 3)

  1. Как ни странно, но у меня страх ушел, когда понял, что люди на меня внимание не обращают, снимаю в свое удовольствие))) как фотограф, я должен поймать момент, а остальное не волнует.
    Снимаю не спрашивая. Спасибо за статью!

Ответить

Ваш email не будет опубликован.