Как стать стрит-фотографом, не выходя из дома (часть 1)

Осторожно! Чтение данной статьи может превратить вас в овоща!

Фото: Jon Rafman, 9-eyes.com

Лень — двигатель прогресса. Веками люди придумывают, как создать для себя такие условия, в которых работать приходилось бы меньше, а получать максимум. С наступлением компьютерной эры, а затем и с распространением Интернета жизнь для многих упростилась настолько, что многие вещи отныне можно сделать не слезая с дивана, включая даже покупку нового дивана для того чтобы продолжать сидеть на диване. Не выходя из комнаты можно совершить путешествие в самые экзотические уголки нашей планеты без затрат на перелет и проживание или прогуляться по бразильским фавеллам, не подвергая себя опасности — все это с помощью Google Street View (GSV).

Как раз во время одной из таких прогулок по виртуальным улицам Парижа в поисках мест, в которых интересно было бы поснимать, немецкому фотографу Майклу Вульфу пришла идея заняться стрит-фотографией, не выходя из дома. «Проблема Парижа в том, что он перефотографирован вдоль и поперек и не по одному разу, он полон штампов и клише, — объяснил Майкл в одном из интервью The Guardian, — поэтому я решил просто просмотреть панорамы парижских улиц в Google». По его словам, он неожиданно понял, что если приглядеться, то на фотографиях GSV запечатлено множество разных моментов: сердечные приступы, аварии, дерущиеся дети, писающие собаки или люди, показывающие в камеру средний палец. И действительно, ведь в момент, когда затвор вашего фотоаппарата щелкает, навсегда оставляя в памяти какой-то один момент, объективы «всевидящего ока» (а их целых пятнадцать штук), установленного на крыше Гугл-кара фиксируют все пространство целиком с десятками моментов из жизни улицы.

Фото: Michael Wolf, Paris street view

Вульф занялся поиском таких моментов, кадрировал их так, как ему хотелось и просто фотографировал изображение с экрана. Интересно, что на многих фотографиях отчетливо видна пиксельная сетка монитора, что придает работам Вульфа некое сходство с картинками в стиле Уорхола. Особенно это заметно в его серии обезличенных портретов, где запечатлены лица прохожих, которые в соответствии с требованиями должны быть размыты.

Фото: Michael Wolf, Portraits street view

Его проект «Серия несчастных случаев» удостоился специального упоминания жюри на World Press Photo 2011 в категории «Повседневная жизнь». На этих снимках все то, что мы так любим в уличной фотографии: люди в своей привычной среде обитания, в своем естественном состоянии; ситуации обычные или наоборот — из ряда вон выходящие. Это те самые «решающие моменты» Картье-Брессона, только снятые роботом и умело скадрированые Вульфом. И если говорить об объективности фотографии, то картинки, снятые камерой Google, возможно самые объективные из всех, ведь автомобиль просто проезжающий мимо, равнодушно снимающий все подряд, воздействует на момент не так сильно, как это делает живой человек с фотоаппаратом.

Фото: Michael Wolf, A series of unfortunate events

Фото: Michael Wolf, A series of unfortunate events

Конечно, после того, как фотосерия Майкла удостоилась награды такого престижного конкурса, критики и многие другие фотографы взорвались. Одни возмущались, что к фотожурналистике и к фотографии в целом его работы не имеют никакого отношения, другие были более радикальны и говорили, что Вульф отныне вообще не имеет права называть себя фотографом. «Люди утверждали, что я просто безмозглый ленивый фотограф, который не желает даже задницу оторвать от стула, — смеется Майкл. Это породило череду противоречий и дискуссий, что на мой взгляд очень важно, ведь когда ты выходишь за рамки привычного, все вокруг начинают об этом говорить, рассуждать и спорить, а потом следующий человек возьмет и сделает что-то еще более странное. Вот так и зарождается прогресс!»

Фото: Michael Wolf, Manhattan street view

Однако Вульф оказался не первым и не единственным, кто додумался фотографировать монитор, его снимки просто первыми получили такую широкую огласку. Американский фотограф Дуг Рикард в 2009 году отправился в виртуальное путешествие по неблагополучным и экономически отсталым городкам Америки, где идее «Американской мечты» никогда не суждено претворится в жизнь. Его фотографии из GSV были собраны в серию, которую он назвал «Новая картина Америки». К слову, серию сразу начали сравнивать с фотокнигой Роберта Франка «Американцы» (1958 г.) — проектом, целью которого было документирование общества той эпохи.

Фото: Doug Rickard, A new American picture

Еще один подобный проект создан Джоном Рафманом, кстати, вовсе не фотографом, а современным художником из Канады, который изучает влияние технологий на общественное сознание. Переживая расставание со своей девушкой, Рафман вдруг понял, что у него нет ни одной ее фотографии. Вспомнив отпуск в Италии, где он видел ее на балконе первого этажа, в то время, как мимо проезжал Гугл-кар, Джон стал искать ту самую фотографию. Так родился проект «Девять глаз» (проект получил свое название из-за особенностей первых камер Гугл-каров, которые имели не 15, а 9 объективов), ставший онлайн-галереей его самых интересных кадров из GSV. Сам Рафман говорит, что все дело в кадрировании, ведь именно оно придает значимость вещам, которые на первый взгляд кажутся незначительными.

Фото: Jon Rafman, 9-eyes.com

Фото: Jon Rafman, 9-eyes.com

Нельзя сказать, что GSV-фотография получила какое-то широкое распространение, однако сегодня можно встретить некоторые сообщества и группы в социальных сетях, где обмениваются подобного рода снимками. Открыт вопрос и об авторстве фотографий. С одной стороны сделаны они «корпорацией добра» и принадлежат им, с другой стороны ведь не сотрудники Google проводили сотни часов за компьютером, исследуя тысячи километров виртуальных дорог в поисках тех самых кадров. Тем более ничего не мешает любому другому фотографу найти на Google Maps панораму улицы с фотографии того же Вульфа и сделать в точности такой же кадр. И кто в таком случае будет автор?

Мы ни в коем случае не считаем, что настоящую живую стрит-фотографию, которую делают живые люди можно заменить бездушным «стрит-фотоботом». Но в качестве тренировки для глаза и поиска интересных локаций такие сервисы, как Google Street View или панорамы улиц Яндекса могут стать неплохим подспорьем для уличного фотографа. И если к середине этой статьи вы еще не открыли вкладку с Google Maps, то готов поспорить, что такая мысль в голове точно возникла!

Ответить

Ваш email не будет опубликован.